Posted 14 мая 2007,, 20:00

Published 14 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Грамотное испытание

14 мая 2007, 20:00
В конце прошлой недели Новосибирский государственный университет предложил всем желающим проверить свою грамотность: написать диктант. Итоги акции оказались неутешительными: две трети добровольцев получили заслуженную двойку. Всего диктант написали более 150 человек, большинство из которых составляли студенты НГУ и сос

В минувшую пятницу в Госдуму поступил законопроект, обязывающий всех трудовых мигрантов знать русский язык. Однако, как показывает практика, его плохо знают даже сами россияне. Об этом наглядно свидетельствуют результаты акции «Тотальный диктант», проведенной в Новосибирском государственном университете. Больше половины добровольцев, пожелавших проверить свою грамотность, с заданием не справились и лишь двое получили «пять».

«Тотальный диктант» проходит на территории вуза уже четвертый год подряд. В этот раз его писали 153 человека, а общее число участников за все годы существования акции составило более 700. «В этом году добровольцы показали, пожалуй, самый низкий результат. Но мы не склонны к пессимизму. Среди тех, кто писал диктант, было много ребят с технических факультетов, для которых орфография и пунктуация – не главное в профессии. Да и текст был очень сложный – фрагмент из произведения Василя Быкова. А этот автор, как известно, славится громоздкими синтаксическими конструкциями», – рассказала «НИ» корреспондент пресс-службы Новосибирского государственного университета Татьяна Яковлева.

Впрочем, оптимизма представителей института столичные эксперты не разделяют. По их данным, уровень грамотности россиян снижается с каждым годом.

«Причин возрастающей безграмотности можно назвать очень много, – рассказал «НИ» кандидат филологических наук, доцент Московского педагогического государственного университета Леонид Колосс. – Во-первых, у нас заметно снижается качество школьного преподавания русского языка. Во-вторых, резко падает уровень лингвистической культуры. Ошибки можно без труда найти в большинстве печатных СМИ, особенно провинциальных. Часто слова неправильно пишут даже на плакатах и объявлениях в магазинах. Свою роль играет и наплыв мигрантов. Конечно, хорошо, что Госдума уже рассматривает законопроект, который обяжет их знать русский язык. Но ведь одно дело знать язык, а другое – правильно писать. Кроме того, в русский язык приходит очень много иностранных слов, которые часто не понятно, как отображать на бумаге».

Г-н Колосс также отметил, что, в отличие от всего мира, Россия не хочет идти по пути упрощения правописания. Многие правила орфографии совершенно нелогичны, но лингвисты не хотят от них отказываться. Например, Германия на 40% упростила правила правописания и некоторые лингвистические конструкции, чтобы сделать свой язык понятнее для иностранцев. В России до сих пор идет обратный процесс. В результате, правильно писать по-русски не могут не только иностранцы, но и большинство россиян.

Специалисты признают, что повысить уровень грамотности в России будет не легко. «Большинство наших соотечественников больше не считает, что писать с ошибками неприлично, – пояснил «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Произошло изменение в сознании, а это уже трудно исправить. Вместе с тем тенденция к снижению уровня грамотности очень опасна для развития общества. Из-за того, что неграмотные люди заняты на важных производствах, и получается такое огромное количество чрезвычайных ситуаций. Ведь если человек не может соблюдать нормы русского языка, то где гарантия, что он будет соблюдать свои профессиональные обязанности и правила безопасности».

Филологи отмечают, что способствовать грамотности населения нужно на государственном уровне. По мнению г-на Колосса, необходимо реанимировать работу комиссии по русскому языку. В ее силах разработать более доступные и логичные правила правописания. «Правда, у идеи упростить нормы орфографии и пунктуации много противников среди лингвистов, и вряд ли это произойдет в ближайшее время, – отметил «НИ» г-н Колосс. – Но в любом случае нужно поднимать систему школьного преподавания, организовывать курсы переподготовки учителей. У нас же большая часть педагогического состава зрелого возраста, а ведь правила и нормы правописания уже менялись. Повышение грамотности населения требует вложений государственных средств. Но эти деньги быстро окупятся и оправдают себя».

"