Posted 14 мая 2007,, 20:00

Published 14 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:44

Updated 8 марта, 08:44

Рубли по проводам

Рубли по проводам

14 мая 2007, 20:00
В московских квартирах почти три миллиона точек проводного радио. Такие данные обнародовала на прошлой неделе столичная мэрия. Радиоточки есть как в старых, сталинских домах, так и в новостройках. По словам связистов, они необходимы для оперативного оповещения населения о ЧП. Между тем большинство москвичей годами не п

На прошлой неделе, 7 мая, волновое радио отпраздновало свой 112-й день рождения. Изобретение Александра Попова (как учили в отечественной школе) так прочно вошло в нашу жизнь, что о его проводном аналоге теперь вспоминают немногие. Как и о радиорозетке, которая висит почти в каждой московской квартире и в большинстве случаев не используется. При этом каждая радиоточка, словно мертвая душа, числится в списке коммунальных платежей и помалу, но постоянно, отчисляет средства горожан на счет обслуживающих проводное радио организаций: 22 рубля ежемесячно, или 264 рубля ежегодно – многовато за неиспользованную услугу.

В настоящее время в Москве зарегистрировано примерно 2,9 миллиона радиоточек, и их продолжают устанавливать в новые квартиры. «Радиоточка – это не только вещатель трех государственных программ, но и основное средство оповещения при чрезвычайных ситуациях, – рассказал «НИ» заместитель генерального директора Московской городской радиотрансляционной сети Николай Дубков. – В отличие от, например, телевидения, проводное радио может работать даже при сбое в электросети. А поэтому в соответствии со специальным постановлением радиоточки устанавливают во все новые дома, и мы это контролируем».

У проводного радио всегда была важная роль в гражданской обороне населения. Например, для блокадного Ленинграда радио было практически единственным средством связи с внешним миром и способом оповещения о налетах врага. Но сегодня проводное радио как средство оповещения уже устарело. «Сейчас радиоточками пользуются разве что пенсионеры, и то по привычке, – рассказал «НИ» один из сотрудников московского управления по гражданской обороне. – Экстренные сообщения передаются уже и по ТВ, и по эфирным радиостанциям.

Необходимо восстанавливать систему уличных ретрансляторов, которая многие десятилетия по всей стране развалена. Такие громкоговорители станут самой удобной альтернативой индивидуальным средствам оповещения. А самым перспективным средством информирования населения в чрезвычайных ситуациях, на мой взгляд, является мобильная связь. Опыты такого ее использования уже были».

Действительно, мобильные телефоны есть у гораздо большего количества москвичей, чем приемники для проводного радио. Купить последние в столице настоящая проблема. «В прейскуранте такие аппараты числятся, но я не помню, чтобы они были в продаже. Их уже давно на наших прилавках нет. Никто не покупает», – в один голос говорят представили сетевых магазинов бытовой техники.

Но отсутствие радиоприемника у многих москвичей не мешает московским властям ежемесячно брать по 22 рубля с каждой радиоточки. Более того, порой платить приходится не только тем, у кого нет приемника, но и тем, у кого нет и самой розетки. «Когда делал ремонт в квартире, я отрезал радиопровод, – рассказывает москвич Алексей Данилин. – Но графа «радиосвязь» в коммунальных платежах осталась. Через несколько лет мы обратились в радиосеть, и ее сотрудники зафиксировали, что радиоточки у нас нет. Но эти годы с нас, получается, снимали деньги за воздух».

Спохватившись, г-н Данилин попытался было вернуть заплаченные за ничто деньги, но было поздно. «Отсудить потраченные за неиспользованную услугу средства в данном случае невозможно. Дело в том, что, подписывая квитанции коммунальных платежей, человек соглашается со всеми условиями, в ней обозначенными, а значит, и с графой расхода «радиоточка» он тоже согласен. А раз раньше был согласен, то что сейчас спохватился-то?» – пояснил «НИ» председатель Международной конфедерации обществ защиты потребителей Дмитрий Янин.

Единственный выход сэкономить деньги на ненужной услуге –это отписаться от нее. Дело это довольно хлопотное. Чтобы отключится от радиоточки, необходимо направить в районный радиоузел составленное в произвольной форме заявление. В течение нескольких дней электромонтер отсоединит розетку (или убедится, что ее уже нет на месте) и выдаст справку, подтверждающую, что вы отключены от радиоточки. Как только потребитель отдает ее в Единый расчетный центр, с него снимают платеж за радиоточку. «Ежегодно у нас около 50 тысяч отказов, – рассказывает Николай Дубков, – хотя это компенсируется новыми радиоточками».

Именно тот факт, что морально устаревшие радиорозетки продолжают устанавливать и фактически вынуждают за них платить, больше всего возмущает правозащитников. «Радиоточки устанавливают принудительно, не спрашивая об этом будущего жильца, – рассказывает председатель Комитета защиты москвичей Алексей Навальный. – И только отключить радиоточку можно добровольно, причем мало кто станет заниматься этим ради нескольких сотен рублей. Правильной была бы обратная схема: по добровольному заявлению жителей нужно устанавливать радиоточки, а не только убирать. Ведь, учитывая, что количество слушателей проводного радио близко к нулю, можно сделать вывод, что плата за это радио для большинства москвичей фактически принудительна».

"