Posted 14 апреля 2011,, 20:00

Published 14 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Что-то здесь не чисто

Что-то здесь не чисто

14 апреля 2011, 20:00
Общегородские субботники, которые должны были пройти в столице в ближайший уик-энд, переносятся на неделю. Причина – погодные условия, не располагающие к труду на свежем воздухе. Однако весенняя уборка в Москве уже началась: коммунальщики чистят ограждения на мостах песком, улицы будут вымыты специальным шампунем, а ст

По словам экспертов, для всех жителей мегаполисов характерно стремление к обособленности. В московских реалиях это выливается в следование принципу «моя хата с краю» – сор из избы выносят на соседнюю улицу и складируют где придется...

Дело не только в равнодушном отношении к соседям. Схема расстановки мусорных урн предусматривает их наличие через каждые 50–100 метров, но не учитывает специфику конкретного района. На городских окраинах такие урны могут стоять полупустыми три дня, а, скажем, на Чистопрудном бульваре они переполнятся уже за три часа. Урны со встроенной пепельницей установлены только у крупных торговых центров, тогда как в тех же парках мусорные баки регулярно приходится менять из-за «сигаретных» пожаров. Кроме того, в отдельных местах урн нет вообще – по соображениям безопасности. Несмотря на то что «мусорная угроза» стоит перед российской столицей давно, решения проблемы пока нет, пояснила «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко. По словам депутата, вопрос только начинает подниматься на законодательном уровне.

Чтобы урны выглядели более эстетично, каждую весну их покрывают новым слоем краски. Этой же процедуре подвергаются фонарные столбы, ограды, остановки общественного транспорта и скамейки. Прежде чем покрасить что-то, рабочие должны убрать старый слой краски. На крупномасштабных объектах, например ограждениях мостов, это делается с помощью пескоструйного аппарата. При этом ограда становится чистой от ржавчины и краски, зато окружающий пейзаж начинает напоминать пляж. В минувшую среду горожане, проходившие мимо эстакады Третьего транспортного кольца в районе Верхней Красносельской улицы, попали в настоящую «бурю в пустыне». «Было нелегко продышаться. Помогало немного то, что моросил довольно плотный дождик, иначе песчаная пыль распространялась бы еще интенсивнее», – описывает происходившее в своем блоге один из пострадавших москвичей. Впрочем, гораздо чаще можно увидеть скромных тружеников кисти, старательно наносящих 25-й слой краски на забор. Мало того, что опасность испачкаться для прохожих сохраняется дольше, так еще и к осени краска естественно начинает отваливаться кусками.

Впрочем, пока что малярные работы придется отложить из-за плохой погоды. Остальные мероприятия по благоустройству Москвы идут по графику, сообщил в минувший четверг заместитель мэра столицы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков. В частности, непогода не мешает коммунальщикам привести в порядок дороги: залатать появившиеся за зиму дыры и почистить покрытие. В этом году асфальт будут мыть специальным шампунем в два раза чаще, чем в 2010-м. По словам г-жи Степаненко, в результате этой мойки на магистралях образуется опасная для здоровья человека пыль, которая, попадая в легкие, оседает и уже не выводится из организма, вызывая различные заболевания, в том числе рак легких. Однако экологи настаивают на том, чтобы для дорожных шампуней включился красный свет. «В моющих средствах присутствуют два вида химических веществ, которые приводят к нарушениям репродуктивной функции человека и внесены ООН в список 28 высокотоксичных веществ, – пояснил «НИ» эксперт ООН по химической безопасности Валерий Петросян. – В этом вопросе не стоит ориентироваться на Европу, лучше продолжать мыть дороги водой, как мы всегда это делали».

По графику – уже с этой пятницы – начинается и ежегодная охота на грязные машины. Сотрудники ГИБДД будут следить за чистотой транспорта как в самом городе, так и на въездах в Москву, отправляя грязные автомобили на мойку и взимая штрафы с водителей. Об этом на днях заявил заместитель мэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов. «В Административном кодексе РФ есть санкции за езду с нечитаемыми номерными знаками, а за грязные бока машины наказывать нельзя, – комментирует инициативу правительства вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Когда со строительной площадки выезжает гигантский грузовик и у него из-под колес на дорогу разбрызгивается цемент – это проблема, а штрафовать водителей легковых авто за грязь – несерьезно».

Впрочем, пока неясно, изменится ли ситуация с машинами, выезжающими со стройплощадок. Грузовики разносят грязь не только по проезжей части, но и по пешеходной, которую коммунальщики только подметают. Еще хуже обстоит ситуация с мусорными полигонами, расположенными в Подмосковье: мимо жилых домов, которые располагаются обычно уже метрах в 100 от свалок, тянутся вереницы грузовиков, оставляя после себя мусорное месиво. «В Административном кодексе Москвы существует норма, по которой транспорт, выезжающий со строек и мусорных полигонов, должны мыть, – говорит «НИ» Вера Степаненко. – Но даже несмотря на постоянные проверки, в том числе и с нашей стороны, предприниматели продолжают нарушать закон». Грязные колеса грузовых машин, выезжающих с мусорных полигонов, не так опасны, как плохое техническое состояние транспорта вообще. Выхлопы, масло, бензин, охлаждающие жидкости, которые вытекают из автомобилей, являются главным и пока не решенным загрязняющим город фактором.

Защитить москвичей от вредоносного воздействия достижений цивилизации призваны зеленые насаждения. В ближайший месяц в столице планируется высадить 3,5 тыс. деревьев и 18 тыс. кустарников. Это будет своеобразной компенсацией природе за пожары прошлого лета и декабрьские ледяные дожди. Правда, экологи сомневаются, что горожане сразу же смогут вздохнуть с облегчением. «Из-за большого количества частных авто одних только насаждений для чистоты воздуха недостаточно, – говорит «НИ» руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко. – Три тысячи деревьев – это не так много, как может показаться на первый взгляд. Проблема в том, что в городе просто негде проводить масштабное озеленение. Проблематично даже сохранить то, что уже растет».

Если деревья высаживать просто негде, то для цветов и газонов места в Москве предостаточно. Увы, пользу они приносят только с эстетической точки зрения. «Когда весной почва оголяется и подсыхает на солнце, ветер легко поднимает в атмосферу токсичные вещества, накопившиеся в ней», – говорит Валерий Петросян. За рубежом с этим борются, прикрывая землю с посаженными цветами или травой слоем влажной хвои. Таким образом, и воздух, и светлая обувь граждан остаются чистыми. В столице «работы по прикрытию» не проводятся. Более того, даже с естественно нападавшими листьями или скошенной травой ведется борьба. А это приводит не только к повышенной концентрации пыли в воздухе и на поверхностях, но и наносит вред городской природе. Опавшая листва или скошенная трава сохраняют температуру, к тому же они являются «домом» для многих насекомых и микроорганизмов, полезных для растительности.

"