Posted 14 апреля 2004,, 20:00

Published 14 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Коронный номер

Коронный номер

14 апреля 2004, 20:00
На следующей неделе российским автолюбителям придется стать в несколько раз внимательнее и осторожней. 24 апреля вступит в силу приказ МВД России о реализации постановления правительства РФ «Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Он

Российские автомобилисты напоминают загнанных волков. Летом 2003 года вступил в силу закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а в декабре прошлого года правительство РФ выпустило постановление о правилах задержания транспортного средства. Оно разрешило отправлять машины на штрафную стоянку за отсутствие у водителя документов на автомобиль или прав на управление; вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, езду с неисправными тормозами, рулевым управлением или сцепным устройством, а также из-за отсутствия полиса. Столичные власти раньше всех подхватили эту инициативу и уже в феврале стали отправлять машины на штрафстоянку за неправильную парковку.

В регионах ждали отмашки. После вступления в силу соответствующего приказа МВД во всех российских городах гаишникам разрешено эвакуировать неправильно запаркованные машины и снимать с них номера за отсутствие техосмотра. При этом инспектор должен будет составить протокол и вручить его водителю. Получить номера назад можно только по месту регистрации автомобиля, после устранения неисправности. Если автомобиль задержали в другом регионе, водитель, чтобы не терять время, может устранить неисправность в местном автосервисе и вернуть номера.

«Мы не знаем, готовы ли в регионах штрафные стоянки, – сказали «НИ» в пресс-службе ГИБДД России. – Ведь они не гаишные, и эвакуаторы не гаишные. Это органы исполнительной власти выдают соответствующие лицензии. Как они будут это делать у себя – это не наша функция. Наша функция задержать транспортное средство с выявленным недостатком, который в соответствии с кодексом требует запрещения эксплуатации или эвакуации его на стоянку. Значит, мы вызываем эвакуатор от тех стоянок, который определил орган исполнительной власти. И машина уходит на автостоянку».

Однако, как выяснили «НИ», в регионах давно ждали нового приказа МВД. «Новые правила мало чем отличаются от нормативов, существовавших до 2002 года, только тогда не было системы оформления протоколов, – сказал «НИ» командир батальона ГИБДД Ярославля Александр Черняев. – Кроме того, раньше, до вступления в силу этих правил, мы не имели права пьяных водителей лишать транспортных средств. Поэтому бывали случаи, когда за день одних и тех же автомобилистов штрафовали по 3–4 раза, но до них так ничего и не доходило. Мы только сегодня получили приказ из МВД, внимательно его изучаем, но бланков протоколов в Ярославль еще не прислали. У нас нет проблем со штрафстоянками. Как до 2002 года был типовой договор с городскими автостоянками на размещение оштрафованного транспорта, так будет и сейчас. Практически в каждом районе города есть такие площадки».

Однако правозащитники продолжают утверждать, что новые правила противоречат действующему российскому законодательству. «Приказ министра внутренних дел утвердил, по сути, только формы протокола, но не может изменить кодекс, – заявил «НИ» адвокат Леонид Ольшанский. – Статья 12.36 нового кодекса РФ об административных правонарушениях категорически запрещает снятие номерных знаков, блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, тентов и прицепов к ним, удержание транспортных средств на стоянках. Удержать транспортное средство кодекс разрешает, если, например, водитель пьян. Однако из всех форм задержаний, запрещается самое важное – эвакуатор. То есть машину можно поставить у пикета ГАИ, инспектор может сесть сам за руль– и отогнать машину на стоянку, но вызывать эвакуатор категорически нельзя».

Вчера еще один подарок был подложен столичным автолюбителям. Московская городская дума на своем заседании приняла за основу в первом чтении законопроект о размещении автотранспортных средств на территории города, который вступит в силу с 2007 года. Документ регулирует вопросы размещения автотранспортных средств на территории столицы, в том числе на прилегающих к дорогам территориях и в жилых зонах, а также устанавливает административную ответственность за нарушение его требований. Машину в соответствии с законопроектом можно будет поставить только там, где разрешено, то есть где висит знак парковки, а где его нет – нельзя. Закон должен вступить в силу с 2008 года. За размещение машин вне стоянок, независимо от марки автомобиля и собственника, предполагается установить штраф в размере 5 минимальных размеров оплаты труда. Для Москвы это пока 500 рублей. Такой же штраф предполагается ввести и за нарушение правил оплаты за размещение машин на платных городских стоянках. В документе также обозначается, что размер платы за парковку устанавливается правительством города, при этом он может дифференцироваться в зависимости от местонахождения стоянки и ее специализации.



СПОРНЫЕ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ» ЗАКОНЫ

19 января 2004 года вступило в силу постановление правительства России № 759 «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Так называемый закон об эвакуаторах. Согласно этому документу, автомобили, нарушающие правила парковки, могут быть перемещены на штрафные стоянки. По мнению Международной конфедерации обществ потребителей, ряд пунктов документа нарушает права граждан, противоречит Конституции России и требует доработки или полной отмены. Ранее столичная мэрия приняла постановление «О дополнительных мерах по обеспечению пропускной способности улично-дорожной сети города Москвы при проведении общегородских мероприятий», разрешающее применение эвакуаторов.

1 июля 2003 года вступил в действие федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Общественность, СМИ и многие специалисты подвергли его острой критике. В частности, указывалось на неоправданно высокие страховые тарифы для большинства автовладельцев, отсутствие льгот для пенсионеров и инвалидов. Высказывалось мнение, что закон выгоден в первую очередь страховым компаниям – они смогут получать средства, значительно превышающие максимально возможные выплаты при наступлении страховых случаев.

В августе 2003 года правительство Москвы одобрило законопроект «О размещении транспортных средств на территории города». Он предполагает запрет с 2007 года на размещение автомобилей вне стоянок. Планируется также заставить владельцев гаражей-«ракушек» платить арендную плату за находящуюся под ними землю, что, по мнению авторов документа, позволит уравнять стоимость места в «ракушке» с местом в многоэтажном паркинге. Критики законопроекта заявляют об абсурдности этой идеи, осуществление которой потребует повышения в несколько раз арендных ставок на землю. Вместо этого, по мнению ряда экспертов, властям следовало бы установить разумную ренту, которая реально пополняла бы городской бюджет.

"