Posted 15 марта 2021, 12:51

Published 15 марта 2021, 12:51

Modified 7 марта, 14:15

Updated 7 марта, 14:15

Экс-директор московской школы Давор Туба выиграл суд и будет бороться дальше

15 марта 2021, 12:51
Московский городской суд частично признал незаконным увольнение бывшего директора образовательного комплекса №113 Давора Тубы. Тем временем, противостояние уволенного директора и вставших на его защиту родителей с Департаментом образования Москвы приобретает формы ЧП российского масштаба.

Ирина Грацинская

Проблема - в проблемном ребенке?

Московский городской суд признал незаконным приказ Департамента образования и науки города Москвы №02/31 от 18.01.2020 года об увольнении Давора Тубы по п.3 части 1 чт. 77 ТК РФ. Постановлением суда дата увольнения изменена с 18 января 2020 г. на 30 июня 2020 года. Также суд постановил взыскать с ГБОУ города Москвы «Школа №113» в пользу уволенного директора средний заработок за период вынужденного прогула в размере 1 570 338 руб. и компенсацию морального вреда 1 рубль.

Давор Туба в школе № 113 человек не случайный. Серб по национальности, попавший в детстве под натовскую бомбежку, он приехал с семьей в Россию и закончил московскую 113-ю школу (раньше она была № 20). А после окончания ВУЗа вернулся в школу рядовым учителем, стал завучем, затем директором. В общей сложности он 22 года в этой школе. Из них 4 с половиной года отработал в должности директора. И с родителями, и с детьми Давор Симович всегда был на связи. С их слов, лично вникал во все проблемы и оперативно их решал.

Увольнение Тубы уже обросло многочисленными публикациями и постами в соцсетях. Напомним вкратце эту нашумевшую историю.

В одном из классов 113-й школы учился «проблемный» мальчик-второгодник из неблагополучной семьи. Его мать отбыла срок за жестокое убийство, отец- за кражу. Сейчас, в свои 17 лет, юноша имеет уже 7 приводов в милицию. Но ни опека, ни департамент образования Москвы странным образом не вмешиваются в дела этой семьи и в воспитание ребенка, который до 113-й школы находился на надомном обучении. По отзывам учителя, который раньше с ним занимался, мальчик не знал самых элементарных вещей. В какой-то момент бабушка решила перевести ребенка в школу, видимо, рассчитывая, что это решит часть проблем. Но случилось иначе.

«То, что этот подросток устроил в школе, нельзя назвать иначе, как избиение из хулиганских соображений. Его спасло от «посадки» только то, что на момент того инцидента ему нескольких месяцев не хватало до 16-и лет, - рассказывает член Совета родителей школы Павел Субботин. – Во время урока мальчик повернулся спиной к учителю и начал раскачиваться в такт музыке, которая звучала у него в наушниках. Когда педагог сделала ему замечание и попыталась снять с него наушники, он жестокими профессиональными ударами травмировал учительницу в голову, очки порезали ей лицо. Потом подросток схватил панель от интерактивной доски, разбил ее и начал бить витрины в шкафах. Разбитым стеклом он поранил себя. Пришел работник безопасности, но скрутить парня он не мог : это сейчас невозможно без законных представителей. Вскоре прибежал из другого здания и директор, Давор Симович. Все произошедшее ученики сняли на камеры телефонов», - вспоминает Павел Субботин.

По странному стечению обстоятельств, жертвой произошедшего стал директор. Вместо того, чтобы дать оценку поведению подростка, разобраться, что происходит в его семье, Департамент образования вынудил директора школы написать заявление об уходе.

«Мне позвонили из Департамента образования и сказали: «Или вы пишете заявление по собственному желанию, или вы нигде в Москве работать не сможете». В субботу меня вызвал заместитель руководителя департамента образования, мне выдали документ о моем увольнении, хотя суббота – не рабочий день. На мое место спешно пристроили ставленника руководства департамента образования. Документ, который мне выдали, нарушал и Трудовое законодательство, и мой трудовой договор.», - рассказал «НИ» бывший директор образовательного комплекса № 113 Давор Туба.

В распоряжении редакции есть документ о назначении рабочей субботы и вызове на работу в ДОГМ нескольких сотрудников. На этом документе нет подписи руководителя Департамента, лишь подпись сотрудника ДОГМ Гераскиной. С юридической точки зрения, он не имеет силы, равно как и действия участвовавших в увольнении людей.

Уже через несколько часов после его увольнения почти полторы тысячи человек – родители и ученики школы - вышли на митинг в защиту Давора Тубы. Неожиданно поднялся почти весь микрорайон. Вскоре была образована общественная организация «Наше дело».

Бесконтрольные закупки и неудобный директор

Почему же директора так спешно заставили уволиться? Вот версия Давора Тубы:

«Формально, на словах, мне инкриминировали инцидент с мальчиком и учительницей, который попал в социальные сети и СМИ. На самом деле интрига связана с городскими закупками, в которых вынуждена была принимать участие наша школа. Так, мне было рекомендовано закупить для школы надувной «Купол астрономический» за 4,5 млн рублей. Всего для московских школ контракт фирмы «Ланит», которая эти куполы астрономические производит, составлял 1 миллиард рублей. Я усомнился в качестве этого «учебного пособия» и его нужности. Был суд с фирмой «Ланит», которая его проиграла, в результате контракт сорвался. Затем некая коммерческая структура предложила к закупке комплекты Лего на 8 миллионов рублей. Но нам привезли не то, что было указано в описании. Я сказал, что принять такой товар не имею права и отказался. После этого мне позвонили из департамента образования, попросили пересмотреть решение, но я отказался. Создается впечатление, что департамент образования был причастен к этим миллионным контрактам, которым я помешал. А инцидент с подростком стал лишь предлогом»

Члены Совета родителей школы № 113 также высказывали мнение о том, что случай со второгодником из неблагополучной семьи, который напал на учительницу, а затем порезал себя стеклом, был попросту подстроен. Не беремся судить, так это или нет, но сбрасывать со счетов такую версию, думается, не стоит.

Вопреки закону

Сегодня директор любой московской школы является сотрудником городского Департамента образования, хотя зарплату получает из бюджета школы. Увольнение Давора Тубы происходило не по законам государственного учреждения, а скорее вопреки им.

«В Трудовом кодексе РФ есть положение о том, что работодатель должен предупредить работника об окончании срочного договора минимум за 3 дня. В случае с Давором Тубой этого не произошло. Сейчас Московский городской суд требования заявителя частично удовлетворил, Давор восстановлен на работе на срок до 30 июня с выплатой соответствующей денежной компенсации. Но мы не согласны с решением Мосгорсуда о восстановлении Давора на работе лишь до 30 июня, будем настаивать в кассационной инстанции на том, что Договор – бессрочный. К тому же, по нашему мнению, некоторые документы департаментом были сфальсифицированы. Мы написали в Генеральную прокуратуру жалобу с просьбой проверить законность процедуры увольнения», - пояснил «НИ» адвокат Дмитрий Головач.

«Школа-наше дело!»

Что же получается? Суд признает, что Департамент образования Москвы допускает нарушение трудового законодательства, а сам департамент в это время подает кассационную жалобу на решение Мосгорсуда. И отказывается признавать свою неправоту.

Решение Мосгорсуда в ДОГМ нам никак не прокомментировали.

Возникает вопрос: каким будет итог этой долгой и изнурительной борьбы? Исход судов, которые предстоят, предсказать сложно, но тот факт, что Департамент образования нарушает трудовое законодательство, уже очевиден. Другим итогом этого противостояния стало объединение вокруг родителей 113-й школы всех, кому не безразлично будущее московского образования.

Уже на первом митинге в поддержку Давора Тубы собрались тысячи человек, которые высказывались по поводу дистанционного обучения, о школьных программах, школьном питании, выборности директоров школ. Увольнение Тубы стало для этого поводом.

"Руководство ДОГМ проигнорировало принцип выборности директоров школ, который закреплен в Федеральном законе об образовании. По сути, сегодня мнение родителей не учитывается, и их влияние на образовательный процесс невозможно. В ситуации с Давором Тубой поступили вразрез с мнением коллектива, детей и родителей. Этот прецедент показывает, что никакие успехи директора не могут быть учтены, если он пришелся не ко двору руководству департамента.», - заявила «НИ» председатель Совета родителей школы № 113 Светлана Бердичевская.

Опальный Давор Туба, родители учеников 113-й школы и их сторонники намерены продолжать борьбу и дойти до Верховного суда, если это понадобится.

Подпишитесь