Posted 14 марта 2013,, 20:00

Published 14 марта 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:00

Updated 8 марта, 05:00

Нет предела совершенству

Нет предела совершенству

14 марта 2013, 20:00
До недавнего времени курсы для руководителей в нашей стране считались нонсенсом: и действительно, чему можно научить успешного топ-менеджера, который уже сумел занять лидирующие позиции в своей компании, или владельца собственного бизнеса, умудрившегося с нуля открыть свое дело и сделать его прибыльным? Однако, как изв

Любое бизнес-образование и директорские курсы здесь не исключение, в первую очередь ориентировано на практическую отработку конкретных задач, связанных как с непосредственно проблемами менеджмента, так и с отраслевыми особенностями каждой специальности. Поэтому на семинарах по большей части рассматриваются основные функции управления, будь то принятие решений, планирование, организация, контроль, мотивация или коммуникация.

«Программа обучения позволяет проработать наиболее важные стратегические и оперативные вопросы, способствующие развитию компании, в формате практических упражнений, а также получить инструментарий для самостоятельного внедрения, – поясняет директор «Русской школы управления» Анастасия Боровская. – Кроме того, на курсах руководители учатся использовать инструменты оптимизации рабочего времени, эффективно применять различные методики управления собой и своими сотрудниками и отрабатывают практические навыки, необходимые для успешного и эффективного руководства подчиненными». При этом основной залог успеха подобных занятий – четко выверенная структура, в которой соблюдается единый принцип преподнесения материала – актуальность теоретических знаний в сочетании с практическими инструментами.

Систематизация накопленного опыта и его усовершенствование с помощью новейших способов оценки и разработки стратегии руководства – вот, пожалуй, основная задача, которую призваны решать «директорские» тренинги. В современных условиях, когда на первый план выходит эффективность, методы ведения бизнеса постоянно обновляются, и уследить за этими переменами в условиях повседневной рабочей рутины не так-то просто. Поэтому возможность посмотреть на свое дело свежим взглядом становится существенным конкурентным преимуществом, ведущим к успеху.

Лучшие из лучших

Основная аудитория тренингов для «больших боссов» – это уже состоявшиеся директора компаний, руководители и предприниматели, которые имеют практический опыт работы на рынке, собственные взгляды на стратегию рыночной деятельности и устоявшиеся методы работы с персоналом. Поэтому главная задача бизнес-школ, открывающих соответствующие курсы, – грамотно подобрать авторитетный преподавательский состав, который был бы способен не просто говорить на одном языке со своими «студентами», но и мог бы научить их чему-то новому. Именно поэтому занятия проводят «играющие тренеры», имеющие опыт работы на руководящих должностях, за плечами которых серьезный багаж самых актуальных и современных знаний, а не просто бизнес-консультанты, которые могут похвастаться разве что блестящим знанием теории, но не имеют представления о системном подходе к решению тех или иных задач.

Тренинги для владельцев собственного бизнеса – еще одно направление «директорских» семинаров. Они рассчитаны как на тех, кто только открывает свое дело, так и на тех, кто уже сумел построить бизнес и теперь хочет его расширить. Главная задача таких занятий – повышение эффективности и качества управления компанией. Они будут особенно полезны тем, у кого нет управленческого образования: в этом случае специализированные лекции помогут расставить все по своим местам и дадут комплексное представление обо всех ключевых бизнес-процессах.

«В процессе обучения рассматриваются вопросы управленческого взаимодействия, мотивации сотрудников, эффективного управления денежными потоками и юридической защиты компании, – поясняет г-жа Боровская. – Вырабатывается системный взгляд на управление бизнес-процессами. Уникальная возможность для участников – это занятие в форме деловой игры, которая позволяет сразу использовать полученные знания в действии. Участники работают в модели привычного окружения и «проживают» два-три игровых года деятельности компании. Имитация деятельности компании позволяет не только понять, но и «прочувствовать» процессы в бизнесе и таким образом разобраться в стратегических задачах, рыночных требованиях, понять принципы планирования, оптимизации и особенностей менеджмента. Участники буквально видят, как «крутятся» деньги, они учатся работать в жестких условиях, правильно распределять роли и обязанности в команде».

Комплексный подход

Что касается продолжительности «директорских» занятий, то тут все зависит от специфики тренинга. В некоторых случаях учебная программа рассчитана на два дня, но иногда она может растянуться почти на неделю. При этом топ-менеджмент, решивший вновь сесть за парты, обычно интересует формат подобных курсов: будут ли это групповые семинары, которые обычно проводятся для персонала, или все же планируется индивидуальная работа.

Однако руководители бизнес-школ предпочитают золотую середину, настаивая на том, что наиболее эффективным можно назвать смешанный формат, предполагающий интерактивные лекции, деловые игры и чередование персональных и коллективных тренингов. Главное, чтобы каждый семинар носил максимально практический характер, то есть был посвящен разбору конкретных задач и сложных ситуаций и заканчивался нахождением наиболее оптимального решения по выходу из них.

Если говорить о стоимости тренингов, то о каких-то конкретных суммах можно судить только после того, как будет выбрана программа обучения, но в среднем краткосрочные курсы обойдутся в 35–55 тыс. рублей.

Тяга к перемене мест

Получение диплома МВА (Master of Business Administration) для многих становится не только основанием для увеличения зарплаты, но и стимулом сменить работу. Специалисты объясняют это тем, что выпускники бизнес-школ после получения диплома чувствуют себя на рынке труда более уверенно и без лишних сомнений решаются перейти из одной компании в другую. Впрочем, как выясняется, сами условия обучения всячески подталкивают студентов к столь решительному шагу. К примеру, для многих преподавателей уже давно перестало быть новостью то, что потенциально успешные бизнес-проекты разрабатываются прямо у них на глазах в рамках обычных лекций. Заряженные одной общей идеей, однокашники, которым до недавнего времени не хватало решимости организовать свое дело, объединяются друг с другом и, уволившись с основного места работы, еще в процессе обучения открывают свои компании. При этом иногда заманчивые предложения особо одаренные студенты получают от своих же лекторов, которые нередко занимают ключевые позиции в крупных корпорациях. Не дремлют и хэдхантеры, постоянно озабоченные поиском «ценных кадров». Многие рекрутинговые агентства пристально следят за судьбой слушателей бизнес-курсов и с удовольствием трудоустраивают их в фирмы своих клиентов. В итоге, порядка 50% выпускников бизнес-школ меняют место работы незадолго до получения диплома или сразу после него. Те же, кто решил сохранить верность работодателю, обычно могут рассчитывать на существенную прибавку к зарплате и на продвижение по служебной лестнице.

"