Posted 14 марта 2012,, 20:00

Published 14 марта 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:38

Updated 8 марта, 05:38

Совершить маневр

Совершить маневр

14 марта 2012, 20:00
На днях столичные власти заявили, что они намерены расширять количество парковочных мест в Центральном округе столицы. Данная инициатива является только частью глобальной борьбы с пробками, которую чиновники объявили еще в конце 2010 года. Ставка в этом «бою», как известно, была сделана на пересаживание москвичей с лич

По информации Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, за 2011 год было введено более 100 км выделенных полос для движения общественного транспорта. В частности, это маршруты по Липецкой улице от МКАД до метро «Коломенская», по Боровскому шоссе – от улицы Шолохова до МКАД, это участок Ярославского шоссе от МКАД до Рижского вокзала. Спецполоса есть на Ленинградском, Севастопольском, Мичуринском проспектах, а также частично на Волоколамском, Щелковском и Звенигородском шоссе. Подробно ознакомиться со схемой выделенных дорог можно на официальном сайте ведомства. До конца этого года протяженность спецполос планируется увеличить вдвое, а к 2016 году в столице откроется более 300 км «выделенок».

Даром не поедем

Нововведение вызвало полное отторжение со стороны автомобилистов. «В целом реформа пошла не во благо, пропускная способность дорог ухудшилась, – заявил «НИ» президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Власти не достраивали полосы для общественного транспорта, а забирали их у автомобилистов. Конечно, это вопрос политики: кому отдавать приоритет? Но не стоит решать проблемы одной части населения за счет другой». По мнению нашего собеседника, правительству надо было сделать по-другому: разрешить автомобилистам ездить по выделенным полосам, но обязать их уступать дорогу находящемуся сзади автобусу. Мы поинтересовались у г-на Похмелкина, действительно ли он верит в добропорядочность столичных водителей. «Да, – ответил эксперт. – Вы посмотрите, ведь сейчас ситуация еще хуже».

«По данным «Яндекс.Пробок», в целом резкого ухудшения ситуации на участках улиц, где были выделены полосы для общественного транспорта, не зафиксировано, – заявил «НИ» аналитика сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников. – Это объясняется тем, что многие полосы и ранее были заняты припаркованными автомобилями. Кроме того, при плотном движении автомобилисты часто пользуются выделенными полосами, чтобы обогнать пробку. Однако на Ярославском шоссе усилилась проблема с «бутылочным горлышком» на пересечении с улицей Вешних вод. Теперь даже во второй половине дня здесь нередко возникают пробки в сторону центра».

Как выяснили «НИ», автомобилисты готовы пойти на компромиссы и примириться с выделенными полосами, но только за это они хотят получать фантастические поблажки. «Пусть сделают бесплатным проезд на маршрутах, которые идут по выделенным полосам, а также закупят новые комфортабельные автобусы», – предложил в беседе с «НИ» президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Однако нашлись и те, кто усомнился, что даже такие меры смогут соблазнить водителей. Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, люди никогда не променяют свои дорогие иномарки на казенные автобусы, даже если наступит транспортный коллапс. «Машина еще с советских времен является символом престижа», – отметил г-н Травин.

Член центрального совета Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Ольга Вакина объяснила «НИ», что понять несговорчивых автомобилистов можно. «Ощутимых плюсов пока эта реформа не принесла. Только полосами проблему не решить, нужно делать что-то еще, – отмечает г-жа Вакина. –Выносить за пределы города бизнес-предприятия. Тем более сейчас власти строят перехватывающие парковки у метро. Когда это будет реализовано, я думаю, водители успокоятся».

Участники соцопросов голосуют «за»

Сергей Канаев считает, что главная проблема в том, что изначально никто не поинтересовался, что нужно автомобилистам. «Несмотря на пробки и всеобщее недовольство, эта реформа проталкивается во что бы то ни стало», – говорит эксперт. С этим мнением категорически не согласен заместитель директора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин. «Кто сказал, что люди принимают эту инициативу плохо? – интересуется г-н Гражданкин. – Общественное мнение по этому вопросу мы замеряли дважды – в июле и ноябре прошлого года. Изначально нововведение положительно оценивали 87% опрошенных, а спустя пять месяцев их число снизилось до 77%». Социолог отметил, что горожанам свойственно воспринимать любую инициативу власти с надеждой, что все изменится к лучшему. «Надо различать реакцию населения и общественных организаций. Запал активистов нужно разделить на десять, – добавил г-н Гражданкин. – Конечно, количество противников увеличилось почти вдвое – с 9% до 16%. Но перелома общественного мнения по этому вопросу до сих пор не наступило».

Интересно, что наши географические соседи поляки попробовали ввести экспериментальную «выделенку» в Варшаве еще в далеком 1993 году. Дискуссия на этот счет велась довольно долго. И только в начале нового тысячелетия, после многочисленных исследований и расчетов, когда выяснилось, что «привилегированные» автобусы практически не создают неудобств другим видам транспорта, было принято решение вводить спецполосы (в Польше их называют «бус-пасы») повсеместно. Хотя, стоит отметить, что за восемь лет внедрения этого новшества протяженность полос для автобусного движения в Варшаве еле превысила 50 км. Появилась даже такая гибридная полоса как «трамвай-бус-пас», где общее дорожное полотно с автобусами делят и трамваи. Правда, на отрезке всего в 2,5 км. По замыслам администрации польской столицы, до чемпионата Европы по футболу Евро-2012, который пройдет в польской столице летом нынешнего года, планируется ввести еще как минимум 12 км.

В Москве плюсы от спецполос тоже есть. По словам заммэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николая Лямова, число поездок на общественном транспорте за прошлый год выросло в столице на 100 млн. К слову, чиновники и сами уже готовы пойти на ряд уступок автомобилистам. Так, по словам Николая Лямова, в скором времени водители смогут пользоваться этими полосами по выходным дням и по ночам. Еще планируется сократить интервал между автобусами на этих участках дороги до 5–10 минут в будни, чтобы снять вопрос о том, что эти трассы пустуют. Однако таксистам решено не отдавать ни пяди. По мнению мэра Сергея Собянина, такое разрешение может соблазнить многих участников движения выдавать свою машину за такси и пользоваться этой привилегией. Поляки тоже не пускают таксистов на «бус-пасы». Поэтому в Варшаве в час пик добраться до центра города на автобусе можно быстрее, чем на такси.

Создавая выделенные полосы, мы могли бы позаимствовать лучший зарубежный опыт.
Фото: EPA

Своим ходом выгоднее

Для сравнения: у японских таксистов такое право есть, а пробок в российском понимании просто не существует. Конечно, они случаются на загородных магистралях в выходные и праздничные дни, но и эти заторы не идут ни в какое сравнение с московскими. Причина здесь одна – большинство граждан пользуются общественным транспортом. Это быстро, удобно, а главное, выгодно, так как значительное число компаний оплачивают своим работникам проездные билеты от дома до работы и обратно. Поэтому выделенных полос для автобусов практически нет. Это связано с тем, что в «Японии мало места». А на дорогах автобусы, наоборот, стараются не мешать автомобилям, для чего на остановках существуют специальные карманы для остановок, заезжая в которые общественный транспорт полностью освобождает проезжую часть. При этом автобусы все равно ходят строго по расписанию – минута в минуту.

В Японии пробки были бичом 70-х и 80-х годов. Но в то время было построено много разноуровневых развязок, а люди поняли преимущество общественного транспорта и велосипедов. Как и 30 лет назад, в японской семье машин в среднем две. Личного транспорта ни меньше ни больше не стало, но машин на городских улицах стало гораздо меньше. Вот так и справились с проблемой пробок.

Что такое мигалка, в Японии также не знают. Кортеж есть только у императора, но и ради него не перекрывают улицы – просто выбирают наиболее оптимальный маршрут, чтобы не мешать другим. Машины, входящие в кортеж, как и обыкновенные автомобили, стоят на светофорах, пропускают «скорые» и пожарных. Другие же VIP-персоны разъезжают на своих (именно своих, хоть и с собственным шофером) машинах в общем потоке. Конечно, бывают экстренные случаи, когда, например, премьеру нужно срочно быть на месте, где случилось ЧП, но для этого используют вертолеты. Благо вертолетных площадок очень много.

Автобусы, подвиньтесь!

В отличие от Страны восходящего солнца, в США в организации дорожного движения сделана ставка на личный транспорт, там почти каждый житель имеет машину. Согласно последним данным транспортного департамента, на 313 млн. граждан страны официально зарегистрировано 254,4 млн. автомобилей. Причем 70% их владельцев ежедневно отправляются на работу на личном транспорте. Указаний, какому виду транспорта предназначена какая из полос, нет. Но водители грузового транспорта, автобусов и всех иных видов общественного транспорта обязаны выполнять условия инструкции, полученной при выдаче им водительских прав. А в них говорится, что движение такого вида транспорта на скоростных магистралях должно проходить только по крайней правой полосе. Автобусы и грузовики не имеют права выскакивать на другие полосы, чтобы, допустим, обгонять впереди идущие машины или наверстывать ранее потерянное время. Выходит, что здесь, наоборот, «ограничивают в правах» общественный, а не личный транспорт.

В Штатах никаких запретов для автомобилистов нет и на дорожных полосах в черте городов: это может серьезно усугублять трафик. Есть лишь одно исключение. Оно касается не только скоростных магистралей, но и всех без исключения видов городских дорог. На них проложены полосы, которыми могут пользоваться только велосипедисты. Например, в Чикаго, таких полос не менее 300 тыс. км. Полосами для велосипедистов запрещено пользоваться всем водителям машин, включая и правительственные автомобили. Эта мера предпринята для того, чтобы велосипедисты могли ездить по городским дорогам без страха, что в любой момент они могут стать жертвой ДТП.

Привилегии есть только у «скорой помощи». Эти машины могут мчаться по любой полосе в любое время. При необходимости может быть даже организован проезд «скорой» в противоположную сторону движения транспорта. Водители, которые не уступают дорогу каретам «скорой помощи», наказываются в США штрафом минимум в 200 долларов. При повторном нарушении этого правила они лишаются водительских прав. Примерно так же дело обстоит и в Польше, где на выделенные полосы пускают не только медиков, но и полицию, и пожарных.

Бить кондукторов палками запрещается

Оказалось, что вопросом выделенных полос задаются даже в Мьянме – государстве, расположенном в Юго-Восточной Азии, а точнее, в западной части полуострова Индокитай. Созданием спецполос местные власти озаботились, как ни странно, после международного скандала. Чиновники ООН возмутились распоряжением властей Янгона, крупнейшего города страны, наказывать палками автобусных контролеров. Причину негодования мировой общественности мьянмарцы вначале не очень поняли, так как контролеры, призванные следить, чтобы автобусы не набивались битком, не справлялись со своими обязанностями.

Автобусы в Мьянме, как и большинство местного транспорта, старые, и от перегрузок они периодически ломаются. В результате дорога до нужного места порой затягивается: время уходит на починку водителем мелких, внезапно обнаруживающихся по ходу движения поломок. Стараясь наверстать упущенное время, шоферы давят на газ и зачастую попадают в аварии. Машин с автоматическими коробками передач в стране мало, поэтому автовладельцы стараются без особой нужды не тормозить. После запрета бить контролеров власти решили подойти к проблеме с другой стороны: создать выделенные полосы для автотранспорта. Пока этот эксперимент удается не очень. На немногочисленные выделенные полосы кто только не заезжает. Исключение составляет «выделенка» в столице страны Нейпьидо. Здесь за ее пересечение решили бить по кошельку. Установленный штраф за подобное нарушение, по местным меркам, очень большой: примерно 100 американских долларов.

Кстати, в российской столице вскоре тоже будут введены подобные меры. Сейчас, согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, за выезд на полосу для автобусов водителю грозит штраф в 300 рублей, а с 1 июля 2012 года он вырастет в 10 раз – до трех тыс. Заехать на полосу можно только на отдельных участках, где сплошная линия сменяется прерывистой.

"