Posted 14 марта 2010,, 21:00

Published 14 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

Не дорога, а петля

Не дорога, а петля

14 марта 2010, 21:00
«Заход» проектируемой трассы Москва – Санкт-Петербург на территорию Химкинского лесопарка приведет к существенному ухудшению качества магистрали. Более того, длина дороги оказывается максимальной среди всех возможных вариантов прокладки автомагистрали, а затраты на ее строительство – одними из самых высоких. К таким вы
Сюжет
Деньги

Амбициозный государственно-частный проект по прокладке скоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург в очередной раз оказался в центре скандала. Один из потенциальных застройщиков – французская компания Vinci – обратилась к Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) с просьбой о финансовых вложениях в проект. Банк потребовал проведения экологической экспертизы строительства, Vinci заказала собственный анализ и для подстраховки поручила еще один «Северо-западной концессионной компании» (СЗКК). Результаты экспертизы французов пока неизвестны, а вот с работой СЗКК можно ознакомиться в Интернете.

Анализ, проведенный СЗКК, вызывал множество нареканий со стороны независимых экспертов. «В частности, не указаны авторы документа, отсутствует методика, критерии оценки, – пояснила «НИ» лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. – Не было заметно следов работы компании «в полях» – например, не проводился опрос населения. Есть ряд упущений: не оценены перспективы региона после строительства трассы, в частности, совершенно не уделено внимания проблеме Левого берега. Там рядом огромная, высотой с семиэтажный дом, помойка, высотные дома отделены от нее узенькой полоской Химкинского леса, в 80 метрах от домов – МКАД. Как там будут жить люди после открытия трассы – непонятно. Там и так очень высокий уровень заболеваемости органов дыхания среди детей».

Но главная претензия экспертов к результатам анализа СЗКК в том, что проигнорированы альтернативные варианты строительства трассы. В документе основной проект сравнивается только с двумя вариантами, отвергнутыми еще несколько лет назад. Первый проект магистрали должен был задевать Химкинский лес и практически полностью дублировать существующую трассу М10, что было бы довольно неудобно при строительстве и ремонте, зато относительно благоприятно сказалось бы на экологии. Вторая модель трассы также задевала лесопарк, а затем дорога проходила бы по территории Молжаниновского района. Этот маршрут был бы максимально коротким и наименее затратным, однако, как сказано в отчете, в 2004 году земли уже были выкуплены для иных целей. Впрочем, документальных подтверждений этого до сих пор нет, говорится в экспертизе СЗКК. В итоге безымянные авторы документа констатируют: пусть вариант и не идеален, но он единственный реальный.

Группа независимых экспертов решила провести собственный анализ проекта. Результаты оказались неожиданными. «Считается, что новая трасса принесет сплошную пользу экологии, потому что разгрузится Ленинградка, – рассказала «НИ» Евгения Чирикова. – Однако дорога пройдет через три уникальных места в Химкинском лесу: дубовую рощу, клюквенное болото и пойму реки Клязьмы. Вряд ли такое соседство пойдет на пользу их экосистеме». «Технически дорога мыслится как хайвэй, дороги такого уровня трассируются, как железнодорожные пути: три съезда на каждые 100 километров, – рассказал «НИ» научный руководитель НИИ транспорта Михаил Блинкин. – Однако по нынешнему проекту обочины планируется застроить, что противоречит функциональному назначению скоростной магистрали. Она просто не имеет права так называться в таком случае! К тому же из-за извилистой «петли», заходящей в Химкинский лес, а также из-за планируемой установки платежных терминалов на участке развить сколько-нибудь приличную скорость там будет невозможно».

Но и это еще не все. Самый логичный вариант прокладки трассы – единым транспортным коридором вдоль Октябрьской железной дороги – специалистами СЗКК просто не рассматривался. «Там тяжело застроить обочину инфраструктурой, значит, не будет так называемых «точек прокола» – мест, где автомобили вливаются в основное движение, – убеждена Евгения Чирикова. – Однако отсутствие магазинов и складов означает отсутствие гигантских прибылей для администрации. Реализация проекта будет лежать налоговым бременем на плечах последующих поколений в течение ближайших 25–30 лет. Ладно бы мы за наши деньги получили сохраненную экологию и отсутствие вечных пробок! Но лес уничтожается, со свалкой ничего не делается, 12-полосное шоссе строится, а транспортная проблема не решается». «В центральной полосе России предстоит построить очень много дорог, и если у нас такие скандалы из-за 20-километрового отрезка возникают, то что будет дальше?, – рассуждает Михаил Блинкин. – Если бы прокладывали трассу вдоль железной дороги, то конфликтов с населением не было бы, и дальнейшее масштабное дорожное строительство пошло легче».

"