Posted 14 марта 2005,, 21:00

Published 14 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Пять ученых и пожарный

Пять ученых и пожарный

14 марта 2005, 21:00
Прокуратура Москвы завершила расследование и в ближайшее время намерена передать в суд дело о пожаре в шестом блоке общежития Российского университета дружбы народов (РУДН) в ноябре 2003 года. Отвечать за гибель 44 человек и нарушение правил противопожарной безопасности будут инспектор местного подразделения Госпожарна

Один из самых страшных столичных пожаров за последние двадцать лет случился в общежитии РУДН ночью 24 ноября 2003 года. Около 2.15 дежурному пожарной части в столичном микрорайоне «Беляево» позвонили жильцы дома №19 по улице Миклухо-Маклая и сообщили, что в 6-м корпусе общежития университета горит комната. Когда пожарные прибыли на место, огонь уже бушевал на четырех этажах. Площадь пожара составила более 1 тыс. кв. метров. С огнем боролись более 200 пожарных и 40 специализированных машин. Полностью погасить пламя им удалось лишь к 6 утра. Всю ночь 50 бригад «скорой помощи» развозили по больницам и моргам многочисленных раненых и погибших.

Как выяснилось позже, в здании общежития в ту ночь находилось около 600 человек, из которых около 300 – непосредственно в сгоревшем крыле. Большинство из них были только что приехавшими на учебу иностранцами, которые не знали ни слова по-русски. Пожар унес жизни 44 человек: 33 скончались в общежитии, один – в машине «скорой помощи», остальные – в реанимации. Большинство жертв умерли от ожогов верхних дыхательных путей и отравления дымом, 9 человек – от переломов, травм и болевого шока. Около 150 человек были госпитализированы с отравлениями угарным газом, ожогами и травмами. Тела погибших были настолько обожжены, что впоследствии их пришлось опознавать по особым приметам, фрагментам документов, одежде, украшениям, часам и татуировкам.

Как установили эксперты, очаг возгорания находился в комнате № 203, в которой жили две студентки из Мали и девушка из Кении. В общежитии регулярно отключали центральное отопление, студенты были вынуждены пользоваться электрообогревателями и электроплитками. Поэтому в первую очередь следствие искало причины пожара в неисправных бытовых электроприборах и проводке. Пожарные эксперты и специалисты профильных научно-исследовательских институтов провели несколько десятков экспертиз, однако найти точную причину возгорания так и не смогли. В комнате № 203 действительно обнаружили обугленный обогреватель, однако, как выяснили эксперты, он не был источником пожара.

В общежитиях РУДН было выявлено огромное количество нарушений техники пожарной безопасности, поэтому следствие сразу предъявило серьезные претензии руководству университета. Как выяснилось, в жилых блоках отсутствовали обязательная противопожарная сигнализация и датчики, системы звукового оповещения, планы эвакуации, переведенные на основные языки мира, двери не имели уплотнителей, а запасные выходы были вообще закрыты на замки. Как установили эксперты, на противопожарное оборудование помещений и меры противопожарной безопасности РУДН выделяло 1,5% годового бюджета. Много вопросов у следствия было и к столичным пожарным. Инспекторы пожнадзора регулярно выявляли в РУДН нарушения правил противопожарной безопасности, но не добивались их устранения и не закрывали объекты.

В декабре 2003 года прокуратура Москвы предъявила обвинение по статье 219 («нарушение правил пожарной безопасности») УК РФ бывшему исполняющему обязанности ректора РУДН Дмитрию Билибину и бывшему проректору по хозяйственной части Геннадию Ермолаеву. Обвинения по статье «халатность» были предъявлены начальнику информационно-аналитического отделения УГПС МЧС РФ по Юго-Западному округу Москвы Павлу Лонину. Впрочем, следствие не обнаружило в действиях Билибина состава преступления, и позже все обвинения с него были сняты. В 2004 году обвинения по статье 219 УК РФ были предъявлены проректору РУДН по административно-хозяйственной части Евгению Куницыну, главному инженеру Аведику Царитову, главному специалисту Василию Зиновьеву и коменданту общежития Алексею Бисерову. Следователи уверены, что если бы пожарный инспектор настоял на устранении всех недостатков, а чиновники РУДН их бы не игнорировали, то трагедии могло вообще не быть.

В конце февраля этого года расследование уголовного дела было завершено. За полтора года было проведено свыше 150 различных экспертиз и допрошено более 600 свидетелей. На допросах побывали все студенты этого общежития, инспекторы и чиновники Госпожарнадзора, Министерства образования РФ и в том числе бывший глава этого ведомства Владимир Филиппов. Потерпевшими от пожара официально признано около 250 человек, которые могут предъявить иски к виновным. Обвиняемые и их адвокаты сейчас завершают ознакомление с материалами дела, после чего оно будет передано в суд. По некоторым данным, кто-то из обвиняемых своей вины вообще не признает, а кто-то – лишь частично.

Кроме того, во время пожара в общежитии имели место случаи мародерства, и у многих студентов тогда пропали компьютеры, техника, ценные вещи и предметы. Было возбуждено несколько уголовных дел по статье 158 («кража») УК РФ, но, по признанию прокуроров, после того как расследованием занялись местные милиционеры, следствие по ним остановилось и вряд ли уже будет иметь продолжение.




Александр Скуз: «У нас много вопросов к пожарным»
Сгорел
Студенты Университета дружбы народов не верят официальным данным о пожаре
Сгорела Дружба народов

"