Posted 14 марта 2004,, 21:00

Published 14 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Теща на «Мерседесе»

Теща на «Мерседесе»

14 марта 2004, 21:00
В минувшую пятницу Савеловский райсуд Москвы вынес приговор по так называемому «делу «Аэрофлота». Бывшие заместители гендиректора авиакомпании Николай Глушков и Александр Красненкер были признаны виновными в злоупотреблениях и невозвращении валютной выручки. Однако никто из фигурантов дела в тюрьму не попал: Глушков уж

К середине девяностых крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» начала испытывать серьезные финансовые затруднения и фактически превратилась в убыточную компанию. По мнению руководства «Аэрофлота», связано это было с тем, что зарубежные представительства неправильно расходуют валютную выручку. По версии следствия, в 1996 году одному из замов тогдашнего гендиректора «Аэрофлота» Евгения Шапошникова Николаю Глушкову удалось уговорить своего шефа провести оптимизацию финансовых потоков авиакомпании. Для этого большую часть валютной выручки «Аэрофлота» необходимо было консолидировать в одном месте. В качестве партнера была предложена швейцарская компания Andava (совладельцем которой считался Борис Березовский). Шапошников согласился, и его зам по коммерции Александр Красненкер отправил в зарубежные офисы «Аэрофлота» распоряжение о перечислении валюты в Andava.

В январе 1999 года Счетная палата РФ провела ревизию и вскрыла многочисленные нарушения в финансовой деятельности «Аэрофлота». По факту проверки Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело. Обвинения в незаконном предпринимательстве и отмывании финансов были предъявлены заместителям гендиректора Глушкову и Красненкеру, бывшему старшему вице-президенту авиакомпании по финансам Лидии Крыжевской и ныне опальному олигарху Борису Березовскому. Последнего следствие считало основным разработчиком и «идейным вдохновителем» аферы. Однако в 1999 году обвинения с Березовского были сняты и уголовное дело против него прекращено.

В 2000 году Генпрокуратура предъявила всем фигурантам обвинение по статье 159 УК РФ («мошенничество в крупном размере, совершенное организованной группой»). 7 декабря 2000 года перед очередным допросом Глушков был арестован и отправлен в следственный изолятор «Лефортово». В апреле 2001 года случилась странная история с якобы предотвращенным побегом Глушкова из больницы. По версии следствия, этот побег был организован бывшим председателем совета директоров телекомпании ТВ-6 Бадри Патаркацишвили. Его также объявили в федеральный розыск. Что не мешает ему спокойно жить и работать в Грузии.

В июне 2001 года Генпрокуратура закончила расследование «дела «Аэрофлота», и в декабре того же года оно было передано в Савеловский райсуд Москвы. Слушания длились более двух лет и закончились в феврале этого года. В своем последнем слове обвиняемые в очередной раз заявили о невиновности. В минувшую пятницу судья вынесла приговор. Николай Глушков и Александр Красненкер были признаны виновными в злоупотреблении полномочиями и невозвращении из-за границы валютных средств, но с них были сняты основные обвинения – в хищении путем мошенничества средств авиакомпании и отмывании денег. Кроме того, Глушков был признан виновным в попытке совершения побега. Судья назначила Глушкову 3 года и 3 месяца лишения свободы, а Красненкеру 2,5 года лишения свободы в колонии-поселении. Крыжевская за превышение полномочий получила 2 года с отбыванием в колонии-поселении, а Шейнин – 1,5 года в колонии-поселении. Однако, как выяснилось, Глушков уже отбыл назначенный срок в следственном изоляторе и поэтому был отпущен на свободу в зале суда. Красненкер, Крыжевская и Шейнин были также освобождены от ответственности по амнистии, объявленной Госдумой РФ к 55-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Несмотря на фактически введенный в Москве мораторий на оправдательные приговоры, с моей точки зрения, у судьи хватило совести не посадить людей, – заявил «НИ» адвокат Красненкера Борис Кузнецов. – Однако мужества, чтобы оправдать их, все-таки не нашлось. В целом наши подзащитные довольны приговором. Тем не менее я не согласен с тем, что людей признали виновными, и собираюсь обжаловать это решение. Мне кажется, что у прокуратуры осталось от приговора двойственное чувство. Знаете, что это значит? Это когда теща падает в пропасть на любимом «Мерседесе». Они рады обвинительному приговору, а с другой стороны – недовольны его мягкостью».

"