Posted 14 февраля 2013,, 20:00

Published 14 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Болтун – находка для студента

Болтун – находка для студента

14 февраля 2013, 20:00
Всевозможные разговорные клубы и занятия с носителями языка на сегодняшний день считаются самой актуальной тенденцией в изучении английского. Студенты, утомленные скучной зубрежкой по учебникам и желающие как можно скорее овладеть живой речью, теперь отдают предпочтение коммуникативным методикам, способным в кратчайшие

Коммуникативный метод изучения английского языка, направленный на практику общения, для столичных языковых школ уже давно не новость. Однако в последнее время этот формат стал еще более свободным и из традиционных уроков, предполагающих использование учебников, постепенно трансформируется в дискуссионные клубы. В каждой из школ, практикующих такую методику, подход может немного отличаться, но цель всегда одна: в теплой и дружеской обстановке под чутким руководством преподавателей, многие из которых являются носителями языка, научить своих студентов свободно изъясняться по-английски, постепенно расширяя свой словарный и грамматический запас.

«Коммуникативный метод обычно дает очень хорошие результаты, но тут все зависит от того, чего хочет добиться каждый студент, – поясняет руководитель школы Native English Антон Брежестовский. – Если ему важнее чтение, письмо или грамматика, то такой формат ему явно не подойдет. А вот если он хочет усовершенствовать свои разговорные навыки – то это то, что нужно. Основной принцип работы здесь заключается в том, что студент постоянно максимально вовлечен в разворачивающиеся на занятиях дискуссии, а преподаватель, объяснения которого занимают не более 20% от общего времени урока, лишь в нужный момент корректирует ошибки».

Что касается уровня знаний, с которого учеников стоит погружать в импровизированную языковую среду, то специалисты настаивают, что начинать можно чуть ли не с нуля. Впрочем, потом признают, что наиболее эффективно занятия проходят, если ученики владеют английским не ниже уровня pre-intermediate.

На первый взгляд такой формат кажется довольно размытым, и многие ученики, нацеленные на результат, не всегда понимают, как можно оценить эффективность подобных занятий. Однако тут, по словам г-на Брежестовского, все предельно ясно: даже за один курс студент узнает множество новых слов, которые он тут же учится использовать на практике. Кроме того, открытые дискуссии в аудитории – прекрасный способ преодолеть языковой барьер и научиться свободно выражать свои мысли на публике.

Альтернативой традиционным школам, использующим коммуникативную методику, становятся курсы с носителями языка, где делается упор исключительно на разговорную речь. Плюс этих занятий в том, что здесь студенты могут узнать, что такое настоящий, живой разговор, приправленный сленгом и идиомами, которые в повседневной жизни использует каждый британец или американец. Кроме того, у них появляется шанс улучшить произношение, беря пример со своих преподавателей. «Максимальную эффективность подобным занятиям обеспечивает то, что ученики идут сюда не как на скучный урок, а как в некий дискуссионный клуб, где можно обсудить последние новости, обменяться впечатлениями от фильмов или книг, незаметно расширяя свой словарный запас и преодолевая языковой барьер», – комментирует руководитель разговорного клуба London Calling Джеймс Ахерн.

Впрочем, для некоторых студентов уроки с носителем языка нельзя назвать удачной идеей. Как утверждают специалисты, проблема таких занятий в том, что приходить туда необходимо, имея за плечами достаточно твердую грамматическую базу и обширный словарный запас.

Еще несколько лет назад иностранные учителя приезжали в нашу страну, совершенно не зная русского языка, поэтому к занятиям с ними допускались только хорошо подготовленные ученики, не нуждающиеся в пространных лекциях о тех или иных лингвистических особенностях. Поэтому на уроке иностранный преподаватель, скорее, исполнял роль модератора, который мог бы направлять беседу в нужное русло и скорректировать незначительные огрехи, приучая своих подопечных к живому языку и отрабатывая с ними правильное произношение. Понятно, что тем, кто с трудом воспринимает устную речь, имеет довольно смутное представление о тех или иных грамматических конструкциях и ограниченный запас слов, на таких уроках делать нечего: они мало того что не принесут ожидаемых результатов, но еще и поселят в незадачливом студенте неуверенность в своих силах.

Носители со знанием русского языка, найти которых в Москве сейчас не проблема, – это уже совершенно другое дело. Но опять же не стоит ожидать от них подробного разъяснения тех или иных правил. Такие преподаватели обычно любят, чтобы их студенты доходили до всего сами. Разумеется, они с готовностью предложат русский аналог непонятного английского слова и во время дискуссии помогут перевести фразу с русского на английский, но рассчитывать, что они будут беседовать со своими учениками на «великом и могучем», пусть даже в неурочное время, не приходится.

Однако прежде, чем отдавать деньги за увлекательные разговоры с носителями языка, обещающими обучить всех желающих изъясняться, как английская королева, стоит убедиться, что занятия будут вести не просто предприимчивые экспаты, приехавшие в Россию с единственной целью заработать деньги, а настоящие профессионалы. Ведь виртуозное владение родным языком и умение находить контакт с аудиторией сами по себе еще не являются залогом успеха. Любой учебный процесс, пусть даже в формате дискуссионного клуба, предполагает наличие определенной системы. А это значит, что предложенные для обсуждения темы должны соответствовать уровню группы, а сами дебаты должны корректироваться таким образом, чтобы новый материал, будь то слова или даже грамматические конструкции, тут же многократно отрабатывался на практике.

Стоимость занятий в школах и разговорных клубах вполне сопоставима и в зависимости от уровня учебного заведения может составить от 15 тыс. до 30 тыс. рублей за курс, состоящий из 16 занятий.

"