Рус
Eng
Рассадники коррупции

Рассадники коррупции

15 февраля, 00:00
Общество
Анастасия МАЛЬЦЕВА
Казанский правозащитный центр сообщил «НИ» о промежуточных результатах своего исследования, посвященного тому, во сколько реально обходится жителям Татарстана, казалось бы, бесплатная медицина. Выясняется, что проблема поборов в медучреждениях республики стоит крайне остро. Всего за семь дней работы «горячей линии» цен

На телефон горячей линии совета общественной организации «Казанский правозащитный центр» за семь дней поступило свыше 130 жалоб. Жители Татарстана наперебой заявляют о поборах в медицинских учреждениях. География обращений довольно обширна – Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Лениногорск, Буинский, Пестречинский, Зеленодольский, Нурлатский, Арский районы республики. Член Совета при президенте Татарстана по противодействию коррупции Игорь Шолохов рассказал «НИ», что основная проблема, с которой сталкиваются посетители поликлиник и других медучреждений, – продажа бахил, без которых пациентов не пускают внутрь. «Ограничивать права граждан можно только федеральным законом. Когда в нем будет написано, что без бахил в больницу нельзя заходить, тогда это требование будет легальное, – комментирует ситуацию «НИ» член правления Лиги защитников пациентов Алексей Старченко. – Пока такого закона нет, это считается незаконным навязыванием платных услуг».

«Кроме бахил у каждого учреждения есть свои «примочки». Где-то надо купить перчатки или шприцы, чтобы медики провели обследование», – добавляет г-н Шолохов. Также требуют приобретать лекарства или сдавать анализы за плату в конкретном заведении. Многомесячные очереди на УЗИ или томографию предприимчивые врачи предлагают пройти «хоть сейчас», но, безусловно, за определенную плату. Жажда наживы на пациентах в некоторых больницах принимает совершенно абсурдные формы. Заработать умудряются даже на флюорографии. Сама услуга по нормативам обязательного медицинского страхования у нас бесплатная. А вот поставить в медицинскую книжку печать о ее прохождении стоит 55 рублей. Ну, а если же вам нужен и комментарий доктора к рентгеновскому снимку, то придется раскошелиться еще на 90 рублей.

«Люди активно сообщают о незаконных, по их мнению, действиях медперсонала и не скрывают своих имен. Что, безусловно, поможет провести тщательную проверку по жалобам граждан, – отмечает Игорь Шолохов. – 22 февраля нас пригласили принять участие в Совете при президенте РФ по противодействию коррупции. Там мы озвучим результаты работы «горячей линии» и будем совместно решать эту проблему».

По словам Алексея Старченко, вопрос вымогательств в учреждениях здравоохранения актуален сегодня для всех россиян. «Министры иного источника, кроме как кошелек наших граждан, для улучшения качества здравоохранения не видят, – полагает правозащитник. – Наших пациентов уговаривают подписать договор о платных медицинских услугах, наверное, исходя из очень сомнительного посыла, что в России живут сумасшедшие люди. Ведь больные заключают договор с таким содержанием, что «я, Иванов Иван Иванович, предупрежден, что могу получить услуги бесплатно, но хочу за них заплатить». Потом, спохватившись, эти пациенты начинают звонить на всякие «горячие линии» и в свои страховые компании. Конечно, люди будут жаловаться, и этих обращений будет очень много». Еще одна проблема платной медицины, по мнению нашего собеседника, касается ее качества. «В законе не написано, что платные медицинские услуги должны оказываться в соответствии со стандартами медпомощи, поэтому, я боюсь, что если пациент столкнется с врачебной ошибкой, то в суде он в таком случае ничего доказать не сможет», – выражает опасение «НИ» г-н Старченко.

«В медицине уровень коррупции очень высок, потому что там критично стоит вопрос сроков, – заявил «НИ» заместитель Центра антикоррупционных исследований Transparency International Иван Ниненко. – Мы скорее купим бахилы и побежим в палату к своим родственникам, чем будем спорить». По мнению эксперта, для борьбы с коррупцией нужно системное противодействие внутри самих органов. «В некоторых столичных больницах начали появляться горячие телефоны прямо на входе, туда можно пожаловаться в случае вымогательства денег, – добавляет г-н Ниненко. – Когда руководство больницы работает с подобными жалобами, то результаты не заставляют себя ждать. К примеру, в московской городской клинической больнице №14 им. В.Г. Короленко, которая находится недалеко от метро «Сокольники», такая система уже работает. Там, в отличие от других заведений, охрана не просит денег за проход к больному в неположенное время. Этот вопрос решает лечащий врач».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter