Posted 14 января 2010,, 21:00

Published 14 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Выстрел из огурца

Выстрел из огурца

14 января 2010, 21:00
За 2009 год наш редакционный продовольственный набор, в который входят продукты 23 наименований, подорожал на 30%. Это меньше, чем в 2008-м (37%), но больше, чем в 2007 году (25%). Практически половинный вклад в этот неутешительный результат внес прошедший декабрь, поднявший стоимость корзины «НИ» сразу на 14%. Главным

Наши редакционные ценовые вычисления редко в точности совпадают с теми, что дает Росстат. Ничего удивительного в этом нет: в их списке гораздо больше продуктов (у нас только 23), мониторят они гораздо большее число торговых точек (мы – только 5, и все в Москве), делают это чаще, и методики у них сложнее. Тем не менее основные тенденции официальная статистика и журналисты «НИ» большую часть года фиксировали те же. И у них, и у нас, например, летом общая ценовая картина стала заметно меняться в пользу потребителя. В результате на конец сентября мы практически единодушно констатировали: с начала года продукты в Москве в целом подорожали только на 4%.

Однако в октябре гармония закончилась, и к концу года мы пришли с совсем разными результатами. По Росстату за минувшие 12 месяцев рост цен на продовольственные товары составил 6,1%. На практике это должно означать, что на каждый рубль цены того или иного продукта повышение составило в среднем всего 6 копеек. Оставляя это утверждение без комментариев, заметим лишь, что в «наших» торговых точках (а они разные – от довольно пафосного «Седьмого континента» на Земляном Валу до вполне народного Преображенского рынка) вошедшие в редакционный список продукты за это же время успели подорожать в среднем почти на треть, точнее – на 30%.

Корень столь разительных расхождений во многом стоит искать в оценках последнего месяца прошлого года. По версии Росстата, в декабре продукты в стране подорожали только на 0,6%. А к концу месяца, который объявлен официальной статистикой едва ли самым успешным с точки зрения противостояния инфляции в постсоветские времена, цены на еду чуть не остановились вовсе. По нашим наблюдениям все было как раз наоборот. Мало того, мы предвидели, что именно так и случится.

Простой потребительский опыт научил любого из нас, что к Новому году цены на еду в России (в отличие от многих стран) в целом не падают, а растут. К тому же начавшийся в сентябре ценовой разгон (3%) в октябре и ноябре ускорился до 6% в месяц. В декабре, как известно, объявляют тарифы ЖКХ на следующий год, которые из года в год повышаются. И хотя в действие они вступают 1 января, торговля закладывает их в розничные цены загодя – кто полностью, кто частично. Наконец, уже поздней осенью стало очевидно: несмотря на ожесточенную борьбу лоббистов, Дума все-таки успеет принять многострадальный закон о торговле до конца года. Мало того, предполагалось, что в силу он вступит с 1 января (в итоге, правда, решили, что лучше – с 1 февраля). А поскольку регулирование торговых наценок в этом документе – едва не главное, было ясно: розница непременно воспользуется ситуацией, когда закон уже принят, но еще не действует, чтобы отыграть свое заранее.

Словом, объективных и субъективных предпосылок к тому, чтобы цены в декабре выросли, было гораздо больше, чем робких ожиданий того, что они вдруг упадут. Об этом мы и предупредили читателей в начале декабря. Однако к такому взлету мы, признаемся, были не готовы. 14% в целом по корзине всего за месяц – это, согласитесь, впечатляет. Приглядевшись к последнему столбцу нашей традиционной таблицы, нельзя не заметить, что 17 из 23 продуктов, входящих в корзину «НИ», подорожали. При этом у 12 из них после плюса стоят двузначные числа. Сильнее всего (на 96 и 48% соответственно) поднялись цены на свежие огурцы и помидоры. Под Новый год это бывает всегда, но очень редко – в таких масштабах. Порадовать же потребителей смогли только селедка, апельсины, колбаса «Докторская», растительное масло да пиво, однако градус радости куда скромнее – от 1 до 14%. Единственное, что не изменилось в цене, – это водка «Столичная», которой, кстати, в четырех из пяти наблюдаемых нами торговых точек не оказалось.



СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 31 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА

"