Posted 14 января 2010,, 21:00

Published 14 января 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:16

Updated 8 марта, 07:16

Руль взаймы

Руль взаймы

14 января 2010, 21:00
Российский рынок автокредитования постепенно приходит в себя, утверждают эксперты. И хотя стоимость кредитов по-прежнему остается относительно высокой, а требования к заемщикам – довольно строгими, спрос на соответствующие услуги неуклонно растет. Однако, несмотря на сдержанный оптимизм банковского сообщества, ожидать

Резкое повышение процентных ставок, увеличение первоначального взноса и ужесточение требований к потенциальным заемщикам – вот чем запомнится 2009 год участникам рынка российского автокредитования, который, по экспертным оценкам, сократился более чем в четыре раза. И хотя во втором полугодии влияние кризиса несколько смягчилось и воспрянувшие духом банки, пытаясь привлечь клиентов, начали возобновлять остановленные было кредитные программы, до возврата к докризисным условиям по-прежнему еще далеко. «Существенных изменений в условиях выдачи автокредитов в начале этого года мы не ожидаем, – рассказал «НИ» начальник управления развития автокредитования одного из столичных банков Иван Сысков. – К середине года возможно снижение ставок не более чем на 1,5–2% в среднем по рынку. Что касается снижения требований к заемщику – они и сейчас уже достаточно лояльные, к примеру в нашем банке есть программа без подтверждения дохода и занятости. Естественно, ставки и размер первоначального взноса здесь несколько выше, чем по стандартным условиям. Также возможно и снижение размера первоначального взноса. Однако так как прослеживается четкая взаимосвязь между размером первоначального взноса и качеством заемщика, то существенное снижение первоначального взноса более вероятно по условиям специальных акций в рамках спецпрограмм с дилерами или автопроизводителями».

Сплошная неизвестность

На этом фоне становится понятно, что все слухи о том, что в наступившем году автокредит существенно подешевеет, вряд ли оправдаются. По словам руководителя дирекции обслуживания физических лиц одного из столичных банков Андрея Степаненко, спрогнозировать уровень ставок на год вперед достаточно сложно – банки будут устанавливать процентные ставки по кредитным продуктам в зависимости от стоимости привлечения ресурсов для самих банков, уровня принимаемого риска и рыночной ситуации.

Впрочем, участники рынка надеются на лучшее и ожидают, что доля купленных в кредит автомобилей будет только увеличиваться. Однако таких темпов роста, которые были привычны в докризисный период, уже не будет.

А пока, как и полгода назад, банки предлагают своим клиентам автокредиты с процентной ставкой от 15 до 18% годовых в рублях или от 9 до 12% в валюте, на срок от 3 до 5 лет, при этом первоначальный взнос должен достигать 30, а то и 40%.

Желающим сэкономить стоит обратить внимание на совместные кредитные программы дилеров и банков, условия которых, как уверяют специалисты, максимально приближены к пожеланиям клиентов: ставки здесь ощутимо ниже стандартных, да и размер первоначального взноса скорректирован в сторону уменьшения. При этом некоторые банки пошли еще дальше и предлагают своим клиентам нулевую ставку, которая компенсируется автопроизводителем за счет предоставления скидки на покупку. Впрочем, воспользоваться льготными условиями можно только в случае приобретения строго определенной модели авто, которая участвует в акции, а это, как правило, не самые популярные варианты.

Наиболее востребованными моделями в период кризиса остаются относительно бюджетные машины среднего класса, стоимостью до 600 тыс. рублей. Кроме того, благодаря государственной программе субсидирования кредитных ставок пик спроса приходится на продукцию «АвтоВАЗа» и собираемые в России иномарки.

По второму кругу

Кризис дал толчок развитию относительно нового направления автокредитования: выдаче займов на покупку подержанных машин. И хотя некоторые банки заявляют о том, что подобные продукты доступны их клиентам уже много лет, по-настоящему востребованными такие предложения становятся только сейчас. «До последнего времени развитие данного сегмента не было в числе наших приоритетов, как, впрочем, и в числе приоритетов остальных серьезных игроков рынка автокредитования, – пояснил г-н Степаненко. – Однако когда продажи новых иномарок значительно снизились, и стало понятно, что быстро рынок не восстановится, банки стали активнее двигаться в сектор подержанных автомобилей». Повышенное внимание банкиров к разработке программ кредитования на покупку машин б/у объясняется просто: как показывает статистика, из-за кризиса рынок новых автомобилей сократился более чем в два раза, в то время как объем продаж подержанных машин остался на прежнем уровне. При этом эксперты не исключают, что в этом году бывшие в употреблении авто будут набирать популярность, а это значит, что количество клиентов у банков, осваивающих это направление, существенно возрастет.

Впрочем, несмотря на возрастающий спрос на эту услугу, большинство серьезных кредитных организаций по-прежнему не готово работать с неофициальными дилерами или физлицами, предпочитая сотрудничать с проверенными представителями крупных автоконцернов. Ведь в противном случае под подозрение попадает не только продавец, но и покупатель: заемщик, склонный обращаться в неофициальные компании, как правило, не может похвастаться высокой платежеспособностью.

Что же касается условий выдачи кредита на покупку подержанного автомобиля, то, по словам г-на Сыскова, требования к потенциальным заемщикам стандартны и могут разниться в зависимости от политики выбранной кредитной организации, но в любом случае срок эксплуатации машины на момент окончания срока кредита не должен превышать 8 лет.

"