Posted 14 января 2007,, 21:00

Published 14 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:59

Updated 8 марта, 08:59

Мода на пирамиды

Мода на пирамиды

14 января 2007, 21:00
В конце минувшей недели Министерство образования РФ опубликовало перечень рекомендованных школьных учебников на 2007–2008 годы. Список включает в себя более 500 книг по разным дисциплинам. Все они официально одобрены и получили соответствующий гриф. Российские преподаватели между тем с опасением ожидают новой партии уч

Педагоги волнуются не зря. По оценкам экспертов, сейчас в России более 60% рекомендованных Министерством образования учебников не соответствуют никаким стандартам. Фактические ошибки, ляпы и безграмотность авторов приводят в ужас видавших виды учителей.

«Учебники по истории для школ нередко настолько переполнены информацией, что дети просто ничего не понимают, – посетовала «НИ» преподаватель истории и культурологии одной из столичных школ Татьяна Смирнова. – К чему школьнику знать, например, о разнице между пилигримажем и паломничеством – не понятно. С другой стороны, некоторые вузовские учебники просто поражают огромным количеством околесицы. Неправильные даты – это еще полбеды. Приходится сталкиваться и с полным искажением информации».

За примером ходить далеко не надо. Так, в учебнике «Культурология в вопросах и ответах» В. Полищука рассказано о «появлении моды на пирамиды у египтян». А в книге «Введение в культурологию» под редакцией Г. Драча повествуется о некой «экологической катастрофе в XIV веке на Руси, которая заставила часть славян выйти из лесов, поделив таким образом страну на городскую и лесную».

Сами издательства также отмечают низкое качество учебной литературы. По их словам, больше всего халтуры и ошибок содержится в учебниках по экономике и политологии. «Учебников по этим дисциплинам миллион, – рассказала «НИ» главный редактор издательства «Форум» Светлана Сильванович. – Нового сказать уже ничего нельзя. Однако каждый год появляются десятки авторов, переписывающих прежние учебники. В погоне за оригинальностью им приходится разбавлять общеизвестную информацию своими домыслами и выдумками. Министерство образования просто не справляется с таким потоком информации».

Действительно, выдачей грифа учебникам, поступающим со всей России в Министерство образования, заведует отдел, который состоит всего из трех человек. Правда, экспертизы сами они не проводят. Сотни учебников отправляются на проверку в Российскую академию наук, либо Академию образования. «Процесс этот достаточно формальный, поскольку больших денег за проверку ни тем ни другим не платят, – сообщил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – В результате в роли экспертов нередко оказываются лаборанты, совершенно незнакомые со спецификой составления учебников».

Писать школьный или вузовский учебник в нашей стране остается очень выгодным бизнесом, отмечают специалисты. Тем более что автором может стать любой человек. «Издательство, заинтересованное в прибыли, позаботится о продвижении его труда, – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Благодаря огромным тиражам и формальной экспертной проверке и автор, и издательство получают немалые деньги».

Как все это сочетается с нынешним правительственным курсом на улучшение и повышение образования в стране, учителям не понятно. «Больше половины рекомендованных учебников я бы ни за что не допустила в школу и вуз. Однако у министерских чиновников на этот счет совершенно другое мнение», – заключила г-жа Смирнова.

"