Posted 14 января 2004,, 21:00

Published 14 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Гонка на капоте

Гонка на капоте

14 января 2004, 21:00
В начале этой недели вступил в силу приговор Мособлсуда 28-летнему жителю Истринского района Подмосковья Олегу Кончинову. Молодой человек получил 5,5 года лишения свободы условно за то, что попытался взять под свою «крышу» торговцев ширпотребом в пригородных электричках и чуть не убил подполковника милиции, который поп

Те, кто часто ездит на пригородных электричках, прекрасно знают о заполонивших их торговцах всякой мелочевкой и дешевыми книгами. Несмотря на кажущуюся хаотичность, вся торговля на колесах четко организована и находится под контролем преступных группировок. Неоднократно судимый Олег Кончинов когда-то тоже был «коробейником», торговал книгами и работал в электричках Рижского направления Московской железной дороги. Ожидаемого сверхдохода это хлопотное и тяжелое занятие ему не принесло, и в 1998 году с торговлей было покончено. На этот раз Кончинов решил попробовать себя в иной сфере: обеспечивать «крышу» своим бывшим коллегам по «коробейному» бизнесу.

29 октября 1998 года Кончинов приехал к одному из торговцев книгами Александру Петрову (фамилия изменена. – «НИ».) на станцию Манихино и прямо объявил ему о грядущих реформах. По словам новоявленного рэкетира, отныне каждый торговец печатной продукцией в электричках должен еженедельно выплачивать ему по 100 долларов в рублевом эквиваленте. За эту сумму Кончинов пообещал полную защиту от бандитов, а также свое покровительство. Если учесть, что ежедневно на каждую железнодорожную ветку выходит до ста «коробейников», предполагаемый доход Кончинова мог составить весьма круглую сумму. Рэкетир объяснил изумленному торговцу, что если кто-то из «коробейников» откажется от его услуг, того ожидает неминуемая смерть и, что еще страшнее, конфискация всего товара.

На прощание Кончинов попросил собрать весь «трудовой коллектив» для беседы на станции Дедовск Истринского района Подмосковья через два дня. Тогда же каждый «коробейник» должен передать ему первый транш. Бандит объявил Петрову и график выплат: 100 долларов сейчас и столько же 7 ноября. Торговец объяснил, что у него есть только половина суммы, и вручил деньги Кончинову. Тот потребовал привезти остальное через два дня, забрал в качестве залога паспорт Петрова и уехал.

Недолго думая, торговец сразу отправился в линейное отделение внутренних дел на станции Москва-Рижская и заявил, что Кончинов вымогает у него и у его приятелей деньги. 31 октября вместе с Петровым на встречу с рэкетиром поехал начальник отдела уголовного розыска ЛОВД подполковник Александр Кузьмин. Милиционер спрятался в стороне и стал наблюдать за развитием ситуации. В назначенное время Кончинов подъехал на «восьмерке» к собравшимся торговцам и, открыв окно, стал орать на них матом и требовать деньги. Как только Петров протянул вымогателю деньги и тот их взял, милиционер выбежал из укрытия и с криком «Стоять, уголовный розыск!» бросился к машине. Далее события развивались стремительно и напоминали сцены из боевика. Увидев бегущего к нему человека в милицейской форме, Кончинов ударил по газам и попытался скрыться. Милиционер не растерялся, бросился на капот автомобиля и вцепился руками в «дворники».

Виляя из стороны в сторону, машина на большой скорости понеслась по городку. В таком положении милиционер проехал около трех километров. При этом оперативник кричал, предлагая бандиту остановиться и сдаться, но тот продолжал вилять и пытался скинуть его под колеса. На 37-м километре трассы Москва–Волоколамск бандит пошел на крайние меры, столкнулся со стоявшим на обочине «Москвичом», но подполковник и на этот раз удержался на капоте. Через сто метров Кончинов пошел на таран фонарного столба, и только после сильного удара милиционер упал на землю. Бандит вылез из машины, избил его ногами и скрылся.

В этот же день Кончинова задержали. На его счастье, милиционер получил незначительные травмы и вскоре смог вернуться на службу. Экспертиза признала Кончинова психически нездоровым, и он был отправлен на принудительное лечение. Через три года неудавшийся рэкетир подлечился и вышел на свободу. Следствие было продолжено. По версии бандита, он не вымогал деньги, а просто требовал вернуть долг, а покушение на жизнь и здоровье оперативника объяснил так: кто-то брызнул ему в глаза слезоточивым газом, он, ничего не видя, помчался по дороге и не знал, что на капоте автомобиля лежит милиционер. В декабре прошлого года дело рэкетира было передано в Мособлсуд.

Судья признал Кончинова виновным в вымогательстве, грабеже и в применении насилия в отношении представителя власти, но, учитывая состояние его здоровья (2-я группа инвалидности), а также положительные характеристики, приговорил к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы условно.



Сколько зарабатывают «коробейники» в электричках

По оценке правоохранительных органов и железнодорожных чиновников, на каждом направлении (от Москвы отходят десять железнодорожных веток) работают около ста «коробейников». Таким образом, ежедневно в этом бизнесе задействованы не менее тысячи человек. За 30–40 минут путешествия по вагонам торговец успевает познакомить со своим товаром от 500 до 1500 человек. В среднем ежедневный доход торговца составляет от 500 до 1000 руб., по выходным он возрастает в несколько раз и может доходить до 1,5–2 тыс. руб. «Коробейники» работают в две смены: утренняя (с 6.00 до 13.00) и вечерняя (с 17.00 до 21.00). Товар они получают у своего бригадира, который каждое утро встречается с ними на перроне и инструктирует их. Значительная часть ассортимента – просроченная или бракованная продукция. Поставщики, пытаясь избавиться от залежалых вещей, сбывают их за копейки. Нередко в электричках продается продукция, конфискованная на таможне. Несмотря на то что деятельность «коробейников» попадает под статью 171 УК РФ («незаконное предпринимательство») и наказывается штрафом в размере от 300 до 500 минимальных зарплат либо лишением свободы на срок до трех лет, милиция и руководство железных дорог ничего не могут поделать с этим явлением.

"