Posted 14 декабря 2019,, 11:47

Published 14 декабря 2019,, 11:47

Modified 7 марта, 15:30

Updated 7 марта, 15:30

Личный опыт: как москвич пытался оформить кражу паспорта

Личный опыт: как москвич пытался оформить кражу паспорта

14 декабря 2019, 11:47
Москвича, у которого злоумышленники украли из рюкзака паспорт, в отделении полиции не только не взяли заявления, но и проверили на наркотики, а также намекали, что могут и избить...

Популярный блогер Владимир Гуриев очень живо описал свои злоключения в одном из московских отделений полиции, куда он обратился по поводу кражи у него паспорта. В финале своего рассказа Гуриев напоминает о широко распространенном стиле поведения полицейских, когда они предпочитают не обращать никакого внимания на законные требования граждан, за счет которых собственно и существуют, зато очень лихо ведут себя, когда нужно провести внезапный обыск у заведомо невиновного человека, как это произошло с крупнейшим российским IT-специалистом Игорем Сысоевым, создавшим уникальнейший, лучший в мире веб-сервер Nginx:

«На самом деле, вот что обидно.

Прихожу я в полицию. Украли, допустим, паспорт.

— Так и так, — говорю. — паспорт украли.

— Ждите.

Проходит два часа. Наконец, меня вызывают. что случилось, почему я такой грустный. Я говорю, что украли паспорт. Полицейский вздыхает.

— Когда?

— Больше двух часов назад.

— Ну вы бы еще через год пришли.

— Слушайте, я к вам пришел сразу же. Но два часа сидел и ждал.

— Понятно, — говорит полицейский и внимательно смотрит в окно.

Пауза затягивается.

— А где, говорите, паспорт потеряли? вам точно в наше отделение?

— Я не терял ничего. Паспорт украли. да, точно в ваше.

— А как вы поняли, что его украли?

— Ну вот смотрите, у меня рюкзак разрезан.

— Ну это вы и порвать могли.

— Да не мог я так порвать, смотрите как ровно.

— Ох, я в нашей работе такого насмотрелся, такого...

Внимательно рассматривает рюкзак и снова смотрит в окно.

— Криво все же, порвано, — наконец говорит он. — ну и кому нужен ваш паспорт? Воровать — так бумажник. — Бумажник, — говорю, — у меня во внутреннем кармане куртки был. Они не знали просто. Взяли, что нашли.

— Бумажник, значит, не украли.

— Не украли.

— А дайте посмотреть. Коля!

Приходит Коля. В руках у Коли специальный фонарик. Коля с фонариком внимательно изучают мой бумажник.

— Следов наркотических веществ не обнаружено, — говорит Коля с легким сожалением и протягивает бумажник мне. — Можете идти.

Я с облегчением выдыхаю и иду к двери, хотя постойте.

— Эй, — говорю я. — Я же не за этим здесь. У меня паспорт украли.

— О, — говорит первый полицейский.

— О, — говорит Коля. — А давно?

Я смотрю на часы.

— Три часа назад.

— Ну вы бы еще через год пришли, — говорит Коля.

Я в отчаянии смотрю на первого полицейского, но он только разводит руками.

— Такие преступления, — говорит он, — намного легче раскрывать по горячим следам. Поверьте моему опыту. Секунда задержки ухудшает раскрываемость вдвое.

— Да мне плевать на раскрываемость, — говорю я. — Дайте я заявление напишу и пойду. Все равно новый паспорт оформлять, зачем мне этот, на него и кредитов уже, наверное, набрали.

Коля и первый полицейский долго смеются. Сначала они смеются над тем, что мне наплевать на раскрываемость. Потом над тем, что я хочу написать заявление.

— Ох, — говорит, наконец, первый. — Это хорошо было. Можете идти. Хорошего дня.

— В смысле? — говорю я.

— А! — говорит он. — я же вам не сказал. У нас бланков нет!

— Ничего, — говорю я. — Я подожду.

— Ну вы, конечно, можете подождать еще несколько часов, — говорит первый полицейский. — Или дней. Или месяц. Но какой смысл? Напишите заявление на утерю. И всем будет проще.

— Но его же украли, — говорю я.

— Ну, во-первых, мы этого не знаем, — говорит полицейский. — Для таких выводов неплохо бы расследование провести, а не рубить с плеча. Во-вторых, это висяк, который нам статистику испортит. Ну и в-третьих, какая вам разница. Вы же сами сказали, что будете новый оформлять.

— Эээ, — говорю я.

— Вы же не хотите, — говорит полицейский, — чтобы мы перестали расследовать настоящие преступления, потратив силы и время на безнадежный поиск вашего паспорта, который не нужен даже вам? Или вы хотите, чтобы насильники и убийцы и дальше по улицам ходили, а вам хоть трава не расти?

— Да, — говорит Николай, массируя костяшки на левой руке.— Ты этого хочешь, что ли?

— Коля, спокойно, — говорит первый полицейский. — Гражданин же не со зла. Просто он не понимает. Да и бланков у нас нет.

— Были бы бланки, — говорит Коля, — другое дело было бы. Оформили бы тебя сразу. Если б они были.

— Ладно, — говорю я. — Хрен с вами. Пускай потерял.

Оба улыбаются. Первый полицейский встает из-за стола, ведет меня к двери и рассказывает, что теперь я должен заплатить полторы тысячи рублей за утерю паспорта, что нечего мне было быть таким растяпой, что он все понимает и входит в мое положение, но закон есть закон, правда, Николай?

— Правда, — отвечает Николай, когда меня выталкивают на улицу.

А вот, допустим, Рамблер приходит в полицию.

— Здрасте, — говорит Рамблер, — Я посоветоваться, у нас тут пятнадцать лет назад работал сисадмином один Игорь...

Последние слова ему приходится выкрикивать, потому что в помещении стоит дикий лязг от автоматов и бронежилетов, без которых нельзя задержать ни одного сисадмина...

От редактора

Несмотря на праведный гнев автора, в позиции полицейских есть сермяжная правда. Во-первых, заботиться о сохранности паспорта наравне с кошельками и прочими ценностями должны мы сами. Как говорится, не будь растяпой - не украдут! Во-вторых, не полицейские виноваты в том, что каждый "висяк" фатально портит отчетность. В-третьих, искать вора, который не попался с поличным - дело совершенно безнадежное. Если, конечно, факт воровства не попал на одну из многочисленных видеокамер с системой распознавания лиц...

"