Posted 13 декабря 2004,, 21:00

Published 13 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Не грузи!

Не грузи!

13 декабря 2004, 21:00
В конце прошлой недели столичные власти запретили «до особого распоряжения» принудительную эвакуацию неправильно припаркованных автомобилей. Чиновники мотивировали решение «непорядочностью» организаций, занимавшихся этим «бизнесом». Однако не исключено, что к этому правительство Москвы подтолкнуло обращение «НИ» в Генп

Постановление о приостановке действий эвакуаторов на столичных улицах подписал первый заместитель мэра Петр Аксенов. Накануне мэр Юрий Лужков рассказал о том, почему он недоволен работой эвакуаторщиков. По его словам, те, кто стал очищать улицы от неправильно припаркованных машин, повели себя «непорядочно». «Они думают о том, как вытащить деньги у владельца автомобиля. Сама идея хорошая, а по исполнению хамская», – заявил столичный градоначальник.

Правда, еще совсем недавно московские чиновники ко всему относились с полным одобрением. 7 октября этого года при непосредственной поддержке Департамента транспорта и связи Москвы была проведена даже масштабная пиар-акция «Паркуйся правильно», в рамках которой со Смоленской площади подчеркнуто вежливые эвакуаторщики утаскивали машины москвичей. Тогда они взяток не вымогали. Но уже на следующий день началось...

«Новые Известия» много раз писали о методах, которыми эвакуаторщики «наводили порядок» на московских дорогах. Не обращая внимания на дорогие иномарки (много проблем с владельцами) и старенькие «жигули» (денег на них не заработать), они прятались в засадах, поджидая главного своего «клиента»: владельцев автомобилей среднего класса. После этого начиналась хорошо отрепетированная процедура вымогательства, в которой участвовали сами эвакуаторщики, сотрудники ГИБДД, парковщики, стоящие поблизости таксисты. Деньги «нарушителей» обычно отправлялись не в городскую казну, а в карманы членам этих «бригад».

Наша газета резко выступила против произвола на дорогах. Ведь сама процедура эвакуации автомобиля много раз признавалась Верховным судом РФ противоречащей Конституции. Именно об этом мы писали полторы недели назад генеральному прокурору России Владимиру Устинову. Не исключено, что обращение в Генпрокуратуру стало одним из факторов, определивших решение Юрия Лужкова.

«Любой полководец, предвидя разгром своей армии, отводит войска, – заявил «НИ» защитник прав автомобилистов, известный адвокат Леонид Ольшанский. – Эвакуаторы в Москве запрещали уже не раз. Но во всех предыдущих случаях это решение принимал Верховный суд после долгих судебных разбирательств. Мэр Лужков и его юристы всегда бились до последнего, чтобы сохранить за эвакуаторами право хозяйничать в городе. На этот раз Лужков запретил эвакуаторы сам. Я думаю, что он просто не мог сопротивляться тому, что мэрия, ГАИ, милиция и Конституционный суд оказались завалены жалобами автовладельцев. Я думаю, на него надавили. Поэтому если эвакуаторы и вернутся через какое-то время на улицы города, то такой варварской схемы, какая существовала до сих пор, уже не будет».

Юрий Лужков все же считает идею с эвакуаторами в принципе хорошей.

Впрочем, с этим мнением согласны далеко не все. Ведь, запрещая эвакуаторы, столичные чиновники почему-то забыли об их незаконности, сосредоточившись на «непорядочности» исполнителей. Эксперты полагают, что нынешнее решение может стать лишь отсрочкой.

«С точки зрения защиты интересов потребителей временная приостановка работы эвакуации – это мера сомнительная, – сказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Я думаю, что на решение мэра было оказано давление со стороны прокуратуры. Но что толку временно приостанавливать? Надо изменить систему в корне. Вся система эвакуации машин в Москве построена на том, чтобы умыкнуть у автовладельцев как можно больше машин и тем самым заработать больше денег. Материальная сторона вопроса – это стимул, который необходимо изменить. Эвакуация машин должна финансироваться из бюджета, как пожарная служба и скорая помощь, а на автовладельцев должны накладываться штрафы. Такая схема действует во всех цивилизованных странах».

До сих пор нет ясности и в другом вопросе. Как поступить тысячам автолюбителей, расставшимся со своими деньгами после встречи с «санитарами улиц». Судя по всему, возвращать потраченные средства, а уж тем более компенсировать моральный вред им никто не собирается. А ведь среди жертв эвакуаторов много достаточно известных людей, есть и федеральные чиновники высокого ранга. Кстати, и они помогли привлечь внимание к проблеме грабежа на дорогах Москвы.

Профессор, директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов, родной брат главы РАО «ЕЭС России» Игорь Чубайс тоже попался эвакуаторщикам. Но в суд Игорь Борисович подавать не стал, потому что, как заявил раньше «НИ», вообще не верит властям. К нынешнему распоряжению мэра столицы об отмене эвакуаторов он тоже относится скептически.

«Я воспринимаю отмену эвакуаторов как новогоднюю шутку, – сказал Игорь Чубайс. – То, что Лужков пообещал разобраться с хамством эвакуаторщиков, – это, конечно, очень мило. Но где он был раньше, неужели он не видел и не знал о том кошмаре, который творился на улицах города? Об этом столько писали и говорили журналисты. Ему достаточно было просто щелкнуть пальцем, чтобы прекратить унижения автовладельцев и поборы со стороны эвакуаторщиков. Но он этого не сделал. Так что эта временная отмена принудительной эвакуации – это чистой воды показуха».

Те, кто все-таки подал в суд на незаконные действия эвакуаторщиков, отказываться от своих исков не собираются. Кстати, многие из них узнали о незаконности эвакуаторов из материалов в «Новых Известиях». Более того, мы помогли этим людям грамотно составить заявление в суд, опубликовав образцы исков.

«То, что эвакуаторы запретили временно, означает только одно – они вернутся, и ничего не изменится, – сказал «НИ» замначальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Юрий Пуля. – Я прочувствовал лично, насколько унизительна процедура эвакуации твоего автомобиля, а потом узнал, что это еще и противозаконно. Я подал в суд после инцидента, произошедшего с моей машиной, и буду судиться до тех пор, пока Лужков официально не признает, что принудительная эвакуация машин противоречит федеральному законодательству нашей страны, и не отменит ее окончательно».

Сейчас московские суды действительно завалены заявлениями пострадавших. Если решения будут приниматься в их пользу, это может нанести довольно серьезный урон по городской казне.

Однако в окончательном успехе истцов не уверены даже профессиональные юристы.

«Я думаю, что распоряжение мэра Лужкова о временном приостановлении работы эвакуаторов вызвано тем, что работники кранов перегнули палку и увезли машину какого-нибудь крупного чиновника, – считает адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Максим Домбровицкий. – Уж слишком эмоциональное это распоряжение. Как будто раньше не было ясно, что эвакуаторщики ведут себя хамски. Я полагаю, когда эвакуаторы вернутся, они будут более вежливы и побоятся забирать на штрафстоянки все припаркованные на проезжей части автомобили. Только если вы уже не оставите свою машину поперек улицы. Что касается исков в суд, которые подавали граждане на незаконные действия эвакуаторщиков, то надо продолжать судиться. Смысл в этом, бесспорно, есть. Временный мораторий, объявленный мэром столицы на эвакуаторы, в законодательстве ничего не меняет. Закон как был, так и остается на стороне автовладельцев. Хотя, признаюсь вам, у меня самого полгода назад эвакуировали машину.

Я подал десять исков на ГАИ, заявление в Конституционный суд, однако пока никакого ответа не получил».

"