Posted 14 ноября 2018,, 08:23

Published 14 ноября 2018,, 08:23

Modified 7 марта, 16:12

Updated 7 марта, 16:12

"Зона" без приговора: мундиаль прошел, а заборы на вокзалах остались

"Зона" без приговора: мундиаль прошел, а заборы на вокзалах остались

14 ноября 2018, 08:23
Фото: gre4ark.livejournal.com/620927.html
Поговорка "нет ничего более постоянного, чем временное" оправдала себя и в случае с мерами безопасности к ЧМ-2018 на железной дороге. Чемпионат давно закончился, а уродливые заборы перед вокзалами, обезобразившие их и создающие неудобства людям, остались. Прибавилось ли при этом хотя бы той самой безопасности?

"Безопасностью можно оправдать любой идиотизм, но у всего есть предел, - пишет в своём Живом Журнале урбанист Аркадий Гершман. - Перед Чемпионатом мира по футболу (ЧМ-2018) вокзалы по всей стране обнесли заборами: были закрыты удобные проходы и пересадки, а людей заставляли идти кругами и проходить через пункты контроля. Только почему-то после игр заборы никуда не пропали, временное стало постоянным как минимум на Ярославском и Курском вокзалах Москвы.

Ранее такое было сделано в метро, что парализовало работу петербургского метро. У нас выстраивают театр безопасности за миллиарды бюджетных рублей в масштабах всей страны, но вместо защиты люди получают лишь одни неудобства.

Термин "Театр безопасности" был придуман специалистом по компьютерной безопасности и писателем Брюсом Шнайером для его книги Beyond Fear: Thinking Sensibly about Security in an Uncertain World. Литературный термин получил распространение для описания мер безопасности в аэропортах после терактов 11 сентября, но в нашей ситуации он тоже подойдёт.

Театр безопасности — явление в обществе, когда целью мероприятий заявляется повышение безопасности, но по факту не делается ничего для её достижения, зато создаётся её имитация. Этот подход требует реальных денежных расходов (рамки, оборудование, обслуживание, налоги, новые сотрудники), но по определению не даёт никаких преимуществ в плане безопасности. Иногда выгода есть, но она минимальна и не стоит этих затрат. Театр безопасности вводит ограничения или заставляет людей проходить весьма специфичные процедуры, которые можно воспринять как ограничения личной свободы и неприкосновенности частной жизни.

Поскольку меры безопасности часто узки и специфичны, они позволяют потенциальным злоумышленникам найти другие методы атаки, или же найти слабые места проверок. Часто навязчивые меры театра безопасности создают вторичные негативные последствия, реальную стоимость которых трудно оценить. Эти последствия часто связаны со страхом: человек видит большое количество вооружённых охранников и тщательные обыски, начинает нервничать и считать, что рядом есть реальная опасность. Необоснованный страх в контексте транспорта приводит к тому, что часть граждан отказывается пользоваться сервисом - этот отказ является по сути необдуманным, контрпродуктивным.

Цель террористических актов - запугать людей. Надо признать, что у них это получилось сделать.Про ежедневные неудобства людей я молчу. Нужно ли говорить, что в Европе риск терактов не меньше, но проходы к поездам никто не перекрывает?

Реальную цель нашего театра безопасности я вижу лишь одну: переложить ответственность в случае взрыва или иного теракта с начальников на простых исполнителей. Негодяй попал в поезд? Виноват Иванов на входе, который не уследил за стотысячным пассажиром станции. Поэтому на вокзале Волгограда после теракта в очереди на вход было сделано просто ещё больше рамок и забор повыше.

Если с авиаперевозками существует риск угона самолёта и падения, то с железной дорогой всё проще. Плюс поезда ездят не только по междугородным маршрутам, но ещё возят людей внутри города и агломерации. Ухудшение условий для пассажиров просто вынуждает жителей пересаживаться в машины, создавать пробки и просто терять время жизни.

Кстати о машинах. Если перенести меры силовиков на людей в автомобилях, то нам придётся возвращать заставы и перекрывать въезд в города - ведь внутри может быть бомба или террористы! Только этого почему-то никто не предлагает, ведь тогда генералы и чиновники высшего уровня тоже будут страдать от неудобств и шмона. Безопасности много не бывает, но только без вторжения в зону комфорта инициаторов наших норм".

"Ненавижу этих уродов, - пишет luchisty. - Часто езжу на электричках с Белорусского вокзала. еще пару лет назад был прямой выход на перроны без необходимости проходить через вокзал и рамки досмотра. На грязные ленты и такие же грязные шторки заставляют бросать свою ручную кладь, все это отнимает время, потому что скапливаются очереди.

Такая же хрень на Киевском вокзале, чтобы встретить родителей с поезда, раньше можно было просто напрямую выйти на перрон, теперь надо идти через вокзал, где шмонают с лентами на входе, а потом ЕЩЕ РАЗ ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА ПЕРРОН. недавно с такой же схемой столкнулся на Ленинградском перед отъездом на "Сапсане". Просто конченые уроды".

"Про авто абсолютно подмечено, - пишет smirnovadmin. - Ровно та же мысль. Если говорите А, то говорите и Б. А то получается у нас террористов ловят исключительно на вокзалах, устраивая тотальный контроль. На авто можно. Сделайте посты. Повысьте градус идиотизма до максимального уровня. Я через пункты контроля на границе проходил проще и быстрее, чем через вокзалы. Откуда эта вокзальная паранойя?"

"Еще совсем недавно, тоже смеялся над этой тупостью, теперь я работаю охранником и поддерживаю вашу идею о заставах на дорогах, и не надо тут про синдром вахтера, чистый расчет", - пишет golos_naroda_rf.

"Больший вопрос, почему временное, введенное с 25 мая по 25 июля, стало постоянным... У Ярославского вокзала например - капитальный забор, который там поставили после завершения чемпионата", - пишет trehgrannik.

"Потому что оно и не было временным, - отвечает vanderjugin. - Закон 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и приказ Минтранса 227 приняты давно, да все руки до исполнения не доходили. А к мундиалю в аккурат и дошли".

"Смысл театра безопасности, как мне видится, в том, что он обеспечивает регулярный большой спрос на рамки, металлоискатели и прочее компаниям, связанным с Ростехом", - пишет Григорий Машанов.

"Надо чаще поднимать вопрос, вести разъяснительную работу в интернете и СМИ, писать письма в соответствующие инстанции с обоснованием, - пишет doncunita. - Работа, конечно, нудная, и лёгкой славы не принесёт, но если мы хотим победить маразм, то придётся это делать".

"Прекрасно помню временна до 2000-х и массовые праздники - мусора, правда, много было, но никаких заборов, и в голову не приходило никому их ставить, - пишет yaivel. - Помню, когда набережную в первый раз "загородили" в день города, испытал шок - было мерзко до тошноты".

"Смысл в том что любой человек в РФ - преступник, - пишет aleks_visero. - Для этого принимается 90% законов (всегда найдётся тот, по которому конкретно тебя можно привлечь)".

Стоит вспомнить и ещё один важный момент - перекрытие большинства выходов, уродливые заборы, металлоискатели - всё это не только портит внешний вид вокзалов и создаёт неудобства пассажирам, но и вступает в противоречие с требованиями другого вида безопасности - уже противопожарной. Здесь можно вспомнить, например, последнюю крупную трагедию в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня", жертвами которой стали десятки людей. Многие из них сгорели лишь потому, что просто не смогли найти запасной выход.

"