Posted 13 ноября 2008,, 21:00

Published 13 ноября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

«Чтобы сделать хороший нос, иногда приходится жертвовать ухом»

«Чтобы сделать хороший нос, иногда приходится жертвовать ухом»

13 ноября 2008, 21:00
Носики, носы, носищи… Элегантная горбинка, легкий изгиб, очаровательная «пуговка». И даже если снаружи все выглядит привлекательно, искривление носа изнутри может стать поводом для хирургического вмешательства. О том, какие медицинские технологии помогают справиться с проблемой, читателям журнала «Pro Здоровье» расска

– Искривление носовой перегородки большинство людей воспринимает как косметический дефект. Вы согласны с этим?

– Конечно, нет. При искривлении нарушается дыхание, а значит, и нормальная жизнедеятельность всего организма. Когда дыхание свободное, воздух, проходя через нос, увлажняется, согревается, очищается. Кислород в этом случае усваивается в легких более чем на 70%. Если же перегородка искривлена, человек начинает дышать ртом. Казалось бы, ничего особенного. Однако дыхание через рот не обеспечивает достаточной легочной вентиляции, и кислорода в организм поступает в 2 раза меньше. Из-за этого начинают страдать все органы и системы.

– В чем это проявляется?

– Человека могут мучить постоянные головные боли, носовые кровотечения. Начинает беспокоить сердце, давление. В моей практике были пациенты, у которых из-за искривления носовой перегородки развивались астма, эпилепсия, энурез.

Если же речь идет о детях, данная патология превращается в серьезную социальную проблему, потому что здесь приходится говорить уже о нарушении психоэмоционального и физического развития. Ребенок с искривленным носом будет отставать в школе. Из-за нарушения дыхания он не сможет нормально заниматься спортом. Лицевой скелет будет формироваться неправильно, вытянется нижняя челюсть.

Еще одна огромная проблема, которая также является следствием деформации носовой перегородки – потеря слуха. Когда носовое дыхание отсутствует или осуществляется не в полной мере, нарушается вентиляция среднего уха, в результате чего развивается хроническое воспаление, которое, в конечном счете, приводит к глухоте. Поэтому, чем раньше родители обратят внимание на проблему, тем лучше.

– Всегда ли родители могут заметить искривление носовой перегородки у ребенка?

– Внешне искривление обычно заметно, но не всегда. Просто у сына или дочки вдруг появляется затрудненное носовое дыхание. Родители думают, что это простуда и начинают применять капли.

А на самом деле виной всему шипы и гребни – острые наросты, которые появляются в местах соприкосновения хрящевой и костной ткани в результате травм или врожденных аномалий. Они впиваются в носовую раковину и мешают нормально дышать. Поэтому родителей должно насторожить, если, несмотря на проводимое лечение, мнимый «насморк» со временем никак не проходит. Это сигнал для обращения отоларингологу.

– Как отоларингологи диагностируют дефект?

– К сожалению, не все варианты деформации перегородки носа можно увидеть при передней риноскопии, которую обычно делают в поликлиниках. Поэтому нередко происходят диагностические ошибки. Например, искривление носовой перегородки путают с аденоидами. Особенно это касается деформаций в задних костных отделах. Без специальной эндоскопической техники здесь не обойтись. Уточнить диагноз помогает ринопневмометрия – новая методика, которая исследует прохождение воздушного потока через нос. Есть еще акустическая ринопневмометрия, когда ультразвуковой импульс графически изображает архитектонику полости носа и указывает, на каком участке прохождения воздуха имеется препятствие. Обе методики абсолютно не травматичны и как приложение к доказательной медицине очень эффективны.

– Искривление носовой перегородки – это всегда показание к операции?

– Идеальной перегородки в природе не бывает вообще. Всегда есть девиация. Поэтому наличие той или иной кривизны не является показанием к операции. Хирургическая помощь понадобится в случае, если искривление мешает дышать.

– С какого возраста можно начинать исправлять нос?

– Раньше считалось, что оперировать носовую перегородку можно лишь тогда, когда закончено формирование лицевого скелета, то есть лет с 16–18. Мы опровергли выжидательный принцип и показали, что ждать до совершеннолетия преступно. Учитывая все вышеизложенные проблемы, которые за это время могут возникнуть со здоровьем, к восемнадцати годам мы получим ребенка-инвалида. Сейчас возрастного ценза на проведение операций нет. Не так давно мы оперировали двухмесячного младенца. Малыша уронила сестренка, носовой хрящ выскочил из ложа и стал в носу перпендикулярно. Из-за этого ребенок не мог дышать носом и находиться на грудном вскармливании. Целых полтора месяца его кормили через зонд, пока не привезли к нам. Мы взялись за коррекцию. Сейчас мальчика не узнать – здоровый, активный, веселый. Но если бы операция не была сделана вовремя, вопрос бы стоял не только о качестве его жизни, но и о ее сохранении.

– Что представляют собой современные оперативные методики?

– Все зависит от того, в каком отделе дефект – в хрящевом или в костном. Это определяет объем и технологию вмешательства. Но сразу могу сказать, что все эти операции «ювелирные» и проводятся под контролем эндоскопа, чаще в задних отделах полости носа. С помощью эндоскопа разбирается деформированная перегородка, удаляются наросты, приводящие к искривлению. Затем отреставрированная перегородка возвращается на свое место, то есть в срединное положение, и создаются условия для быстрой регенерации тканей. Иногда участок деформации настолько огромен, что после его удаления приходится брать вспомогательный материал из ушного хряща и имплантировать его в нос. Ухо при этом не страдает, а правильная анатомическая форма перегородки восстанавливается, и нос становится, как новенький.

В отдельных случаях при невыраженных деформациях хрящевого отдела применяют лазерную хондрокоррекцию. Лазерным лучом согревают хрящ и выпрямляют его. Но сразу хочу предостеречь тех, кто пользуется услугами коммерческих клиник. Там эту методику иногда применяют не по назначению – в случаях обширной деформации. Мало того, что это приводит к повторным операциям, это к тому же опасно.

И еще один важный момент: в детской практике хирургия перегородки носа возможна лишь при наличии элементов септопластики. То есть, помимо обычной операции, должна быть обязательно проведена еще и пластическая, а не только резекционная. Если у ребенка удалить деформированный участок перегородки, ничего не поставив взамен, она начнет «болтаться», появится риск западения спинки носа, дефект перегородки, нарушится формирование лицевого скелета. Только у взрослых возможна чистая резекция. Словом, в каждом виде операций много своих тонкостей.

– Сколько раз подряд можно делать операции по исправлению носовой перегородки?

– Желательно, не больше одного, но можно до трех раз. Если делать больше, то заживление пойдет хуже, появится рубцовая ткань. Вчера мы в третий раз оперировали одного юного боксера. Пришлось поставить его перед жестким выбором – либо спорт, либо здоровье. Так что берегите свои носы, они вам еще пригодятся!

"