Posted 14 ноября 2006,, 08:53

Published 14 ноября 2006,, 08:53

Modified 8 марта, 08:48

Updated 8 марта, 08:48

Пороховщиков: "Тихий Дон" убил Бондарчука

14 ноября 2006, 08:53
Пороховщиков: "Тихий Дон" убил Бондарчука

Известный российский режиссер Александр Митта считает, что новая экранизация романа Шолохова "Тихий Дон" - "по истине эпическое сочинение". "Оно полно воздуха, там прекрасные пейзажи, которые не просто украшение, а выражение сути произведения", - сказал Митта в интервью РИА Новости.

"Фильм не разрушает наше представление, которое сложилось после знаменитого герасимовского фильма. Это просто другое прочтение, но также уважительное по отношению к автору", - подчеркнул Митта.

Как отметил режиссер, "характеры абсолютно соответствуют роману". "Мужчины здесь мужественны, а женщины красивы, как и полагается", - сказал он.

"Это серьезная, хорошая, достойная работа, отличающаяся от устоявшихся телевизионных стереотипов, которые подгоняют под рейтинг", - отметил режиссер.

А вот донские казаки фильмом явно разочарованы. Они считают, что фильм Сергея Бондарчука "Тихий Дон" не соответствует внутреннему миру жителей Дона. "Бесспорно, фильм красивый, но какой-то не наш и больше напоминает американский комикс", - заявил "Интерфаксу" в четверг официальный представитель Всевеликого войска Донского Владимир Воронин.

Первая серия 8-серийного фильма "Тихий Дон", снятый Сергеем Бондарчуком по роману Михаила Шолохова, вышла на экраны Первого канала в минувший вторник вечером.

Сайт eTver.ru приводит высказывания российских кинозвезд об этом фильме.

Александр Пороховщиков, народный артист России:

- По поводу последней экранизации «Тихого Дона» ничего не могу сказать. Нет предмета для обсуждения. В своем романе Шолохов удивительно точно, скрупулезно и эмоционально передал национальные характеры, национальные! Особенно это касается главных героев. Мы же видим, что сама концепция картины и работа актеров низводят идею великого произведения до уровня ниже среднего. На фоне шедевра киноискусства, созданного Герасимовым, фильм выглядит как лубок. Тем более это опасно, если учесть, что само произведение «Тихий Дон» затрагивает корневые, фундаментальные основы русской ментальности. Упрощено очень многое, в том числе и детали. Например, Аксинья с пустыми ведрами и с маникюром на руках выглядит не просто смешно, а трагично. Это можно расценить как вопиющее непонимание национальных характеров, драматизма «Тихого Дона». Актерский состав

ослабили именно иностранные актеры, которые работают профессионально, но более схематично. Поэтому даже без детального анализа несоответствий картина выглядит чужой. Ее не приняли все. Очень жаль, что это не только мое мнение, но и мнение многих зрителей. Жаль, что фильм стал плохим подарком памяти великого актера и художника Сергея Бондарчука. У многих складывается впечатление, что именно эта картина убила мастера. Великий художник и зарубежные партнеры мыслили разными категориями. Видимо, к общему знаменателю они так и не пришли. Точнее, выдержать трансформацию образов под потребительский стандарт Бондарчук не сумел. Кроме того, я бы не поддержал идею новой экранизации «Тихого Дона» ни сейчас, ни тогда. Герасимов создал в свое время настоящий шедевр, альтернатива которому, на мой взгляд, просто невозможна. Гениально сыграли Петр Глебов и Элина

Быстрицкая. Я не представляю, как можно сыграть лучше. Да, «Тихий Дон»…обидно.

Леонид Костин, атаман Тверского резервного округа Всевеликого войска Донского:

- Фильм Бондарчука неоднозначный. Конечно, и автор романа, и режиссер фильма великие люди. Тем не менее в результате не получилось передать глубинную суть «Тихого Дона». Батальные сцены, безусловно, заслуживают внимания. Но на этом все и заканчивается. Чувства героев, их отношение друг к другу переданы просто неестественно. Тем не менее сам факт показа этой картины может сыграть и положительную роль. Хотя бы в том плане, что заставит людей заинтересоваться собственной

историей. Если кто-то после этого фильма прочитает книгу «Тихий Дон», значит, выкупали его у итальянцев не зря.

Николай Белов, художник-баталист, военный историк:

- Даже не смотрю этот фильм - берегу нервы. Не хочу испытывать лишних душевных потрясений. В среде художников есть такое выражение «лажа» - производное от слова «ложь». Так вот, «Тихий Дон» Бондарчука – откровенная «лажа». Я не хочу преуменьшить или поставить под сомнение гений великого русского режиссера. Просто его последний фильм, на мой взгляд, является детищем своей эпохи – начала 90-х годов ХХ века, когда торжествовала неразбериха и эклектика во всем. Практически все люди, в том числе и великие художники, теряли в ту пору ориентиры, и на свет появлялись странные произведения. Совместный с Западом «Тихий Дон» как раз из их числа. Этот фильм – тупик карьеры великого режиссера. Тем не менее «Тихий Дон» интересен, но только с точки зрения изучения творчества Сергея Бондарчука. С точки же зрения изучения эпохи и эпоса Шолохова, фильм откровенно лжив и вреден. В лицах актеров нет ни величия героев «Тихого Дона», ни их трагедии. Нам показывают мыльную оперу.

Правда, хочется отметить, что российская культура свой потенциал не утратила. Я убежден, что новые экранизации этого романа, которые смогут встать в один ряд с «Тихим Доном» режиссера Герасимова, для России еще впереди.

Дмитрий Чернышов, начальник штаба Тверского казачьего общества:

- У меня фильм вызвал только отрицательные эмоции. Конечно, масштабность, свойственная картинам Сергея Бондарчука, в данном случае присутствует. Но подбор и игра актеров, особенно задействованных в главных ролях, просто не выдерживают никакой критики. Сами образы главных героев, созданные зарубежными звездами кино, очень далеки от действительности. Шолохов

описывал не такого Григория и не такую Аксинью. Они неубедительны, как в любом фильме о России, сделанном на Западе. Несмотря на то что сам фильм снимался в нашей стране, актеры не смогли прочувствовать и понять сути казачества, сути взаимоотношений героев. Поэтому они не смогли донести все это до зрителя. Во всяком случае, до российского зрителя. Западный зритель,

я думаю, проглотил бы все как есть и еще более усилил бы неверное впечатление о нашей стране. Фильм рассчитан на потребителя.

В целом, у меня создалось убеждение, что изначальный смысл «Тихого Дона» затерялся. Подобные экранизации только отворачивают людей от казачества. Конечно, мы должны пропагандировать патриотизм на телеэкране, но не таким способом. Я считаю, в данном, случае экранизация «Тихого Дона» неспособна правильно расставить акценты в российском обществе, как того требует жизнь.

"