Posted 14 октября 2016, 07:56

Published 14 октября 2016, 07:56

Modified 8 марта, 02:35

Updated 8 марта, 02:35

Директор Сhange.org Дмитрий Савелов: «Каждый день выигрывает одна петиция»

14 октября 2016, 07:56
На сегодняшний день на международной независимой платформе Сhange.org зарегистрировались 10 млн россиян. В нашей стране каждый день автор одной из многочисленных петиций добивается своей цели. И подписи свои ставят реальные люди, а не боты.

Большинство российских пользователей Change.org - люди с высшим образованием, следящие за результатами петиций, которые они подписали. Такие данные получили Change.org и Левада-Центр во время совместного исследования среди 10 млн российских пользователей.

Так, 25% пользователей ресурса следят за результатом подписанных ими петиций постоянно, 62% - время от времени. Причем, 78% регулярно рассказывают о них друзьям и знакомым при личном общении, а 63% делятся ссылками на важные для них инициативы через социальные сети.

Самое главное, что более 80% пользователей готовы помочь авторам не только своей подписью, но и распространением петиции среди друзей (66%), волонтерской помощью (19%) и даже оказать материальную поддержку (19%).

Кроме того, Россия оказалась на втором месте среди результативных петиций в мире. Больше побед добиваются только жители США. А за Россией следуют Испания, Германия, Франция и Великобритания.

Директор Change.org по Восточной Европе и Центральной Азии Дмитрий Савелов рассказал «НИ», почему все больше людей пытаются решить свои проблемы с помощью петиций, как на них реагируют чиновники, которым они адресованы, и чем отличается Change.org от других платформ с гражданскими инициативами.

- На Change.org зарегистрировались уже 10 миллионов пользователей. Но люди все равно часто задаются вопросом, а насколько реально что-то изменить, подписывая петицию в интернете?

- По нашей глобальной статистике в среднем в час побеждает одна петиция. В России как минимум одна петиция в день добивается поставленного результата. Тут важно понимать, что авторы собирают главным образом не подписи, а людей вокруг своей проблемы, потому что за каждой подписью стоит реальный человек, который всегда может помочь. Кто-то может поделиться своими знаниями, советами, другие - контактами, временем, деньгами. Создание петиции – шаг очень простой, важна потом дальнейшая работа с адресатами, со СМИ, экспертами. В России много громких примеров, когда с помощью петиций кардинально менялась ситуация. Например компания Ольги Рыбковской за доступ близких в реанимацию к больным. Люди не просто подписывали, но рассказывали о своих историях. Потом пошли акции в соцсетях. В итоге Минздрав официально подтвердил, что родственники имеют право находится в реанимации рядом со своим близким человеком.

- Еще несколько лет назад сравнительно небольшое число людей знало о такой платформе, как Change. Org. Но за последний год в СМИ постоянно поступает информация, что та или иная петиция нуждается в поддержке или уже выиграла. Почему так произошло?

- Масштабы действительно выросли. Когда я пришел пять лет назад в Change.org у нас было 30 тысяч пользователей. В основном люди подписывали англоязычные петиции по защите животных. Я тогда запустил эту платформу на русском языке. И сейчас у нас 10 миллионов пользователей. В первую очередь это связано с тем, что люди видят - петиция в интернете работает. Их подпись под ней действительно имеет вес.

Кроме того, мы заметили, что если какая-то компания становится победной, то появляются еще 10-20 таких же петиций в других регионах. Например, была такая компания Василия Янчука из Балашихи. Мужчина потребовал от Мегафона, чтобы каждый раз, как его подписывают на какие-то платные услуги, ему присылали сообщение, а не втихаря снимали деньги. За месяц ему удалось решить этот вопрос. Его поддержало около 90 тысяч человек. Мегафон ответил, извинился, изменил свою политику, и даже вернул деньги клиентам. Марина Риск из Москвы начала такую же петицию, опираясь на опыт Василия, только к МТС. И она также победила. А МТС стал нашим активным адресатом, который отвечает на другие петиции.

- Не могу не вспомнить петицию за отставку детского омбудсмена Павла Астахова, которая за сутки собрала почти 60 тысяч подписей. Он тогда заявил, что Change.org не стоит доверять, потому что он «зарегистрирован в Сан-Франциско» и «туда заходит большое число электронных ботов, там не нужно регистрироваться». Так подписи ставят реальные люди?

- У нас разработана система проверки наших пользователей, мы серьезно к этому относимся. И удаляем фальшивые подписи в течение 24 часов. И не всегда важно количество подписантов. Важнее насколько активны люди. Даже если 10 тысяч человек подписали петицию, дело может не сдвинуться с мертвой точки. А есть петиции, которые подписали сто человек, и уже через пару недель был положительный результат.

При этом, мы принципиально разрешаем людям не называть свои реальные имена. Акцент идет на то, что сделает человек вместе с автором петиции, чтобы изменить ситуацию. Петиция – это не документ, а временное сообщество людей, которые объединились, чтобы решить какие-то проблемы.

- А чиновники регистрируются на Change.org?

- Да. Одним из последних зарегистрировалось Министерство здравоохранения России. Уже на третью петицию они готовят ответ. Если в петиции указать электронную почту чиновника, департамента или организации, к которым обращаются за решением вопроса, то наша система направит ее по адресу, предлагая публично ответить на петицию. И у нас много адресатов, которые реагируют, а не отмалчиваются. Причем, отвечают, как через нашу платформу, так и через СМИ. Это еще раз показывает нам, что платформа работает.

- В России действует много платформ для размещения петиций. Чем отличается Change.org?

- Мы техническая платформа. Абсолютно нейтральная, открытая, глобальная. У нас нет каких-то определенных интересов. Мы просто предоставляем технические возможности для людей. Причем, на одну и ту же тему у нас существуют петиции с разными мнениями и требованиями. И мы гордимся, что представляем такую нейтральную среду, где люди могут работать над теми проблемами, которые важны им. И неважно, к какой религии, профессии, политическим взглядам относится человек.

Мы делаем акцент на то, что петиция - это в меньшей степени просто документ для сбора подписей. Авторы объединяют вокруг себя реальных людей. Таким образом не работают на других платформах. Но мы не конкурируем с другими, нам это не нужно. Наоборот, лучше, если будет больше инициатив, чтобы у людей было больше инструментов для решения своих проблем.

- А как проверяется информация, что действительно реальные люди просят о помощи?

- У нас есть «человеческий детектор». В день регистрируется примерно 20 тысяч петиций, в России около трех тысяч в месяц. Люди сами показывают нам, какие компании имеют место быть и важны. Мы это видим по тому, как они их поддерживают. И уже информацию самых популярных петиций мы просматриваем и проверяем.

- А какого рода петиций больше всего?

- У нас совершенно разные темы и проблемы: от глобальных- федерального уровня-до личных историй. Недавно у нас боролись за права слепого 21-летнего парня из Астрахани, которого выгнали из общежития из-за того, что у него была собака-поводырь. Автор петиции был в Иваново, который не смог равнодушно пройти мимо такой истории. В итоге парню выделили квартиру в Астрахани.

Бывает, что в петициях жалуются на соседа, который громко слушает музыку. У нас большое число петиций по компьютерным играм, игроки которых пытаются восстановить справедливость. И пусть, мы этому рады. Люди выбирают нас как эффективный инструмент для решения своих проблем.

- Подавляющее большинство российских пользователей Change.org - люди с высшим образованием. Вас удивил этот факт?

- Это очень приятно видеть. Понятно, что люди с активной гражданской позицией не смогут не обратить внимание на проблемы. Такой человек хочет высказать свое мнение, осуществить какие-то перемены. И подпись для них – это не формальная расписка. Им интересно разбираться в каждой интересующей проблеме.

Почти 90 % людей готовы помогать автору петиции. И нам было важно узнать, что люди не просто ставят галочку, а действительно готовы идти навстречу, что-то менять.

- Уже сейчас наметили какие-то планы на будущее?

- Мы пытаемся запустить клуб поддержки, чтобы Change.orgпродолжал оставаться независимой, открытой, доступной и бесплатной платформой для наших пользователей. Сейчас обдумываем такой проект. Пользователей- то у нас 10 миллионов, а команда состоит из двух человек.

Подпишитесь