Posted 13 октября 2011,, 20:00

Published 13 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 05:56

Updated 8 марта, 05:56

Зуб даю

Зуб даю

13 октября 2011, 20:00
Годы идут, а стоматологи по-прежнему продолжают возглавлять список врачей, внушающих страх своим пациентам. И если раньше попавшие в кресло дантиста клиенты боялись боли, то сейчас, когда проблема с анестезией уже решена, этот страх скорее имеет экономические причины. И действительно, услуги стоматолога нынче дороги, к

С каждым годом рынок стоматологических услуг становится все более цивилизованным. Распространенные раньше практики по выкачиванию денег из пациента уже по большей части ушли в прошлое. И это неудивительно: клиентура стала более образованной и, несколько раз посетив зубоврачебный кабинет, уже приблизительно представляет, как должно выглядеть лечение, какие процедуры обязательны, а без каких вполне можно обойтись.

«Разводка» – дело тонкое

При этом некоторые дантисты все же не теряют надежды так или иначе подзаработать лишние несколько тысяч рублей, вводя в заблуждение попавших к ним пациентов. «Самый распространенный способ отъема денег у населения – это драматизирование ситуации, когда, глядя на простой поверхностный кариес, врач уверяет, что проблема распространилась на каналы и требуется серьезное и соответственно дорогостоящее лечение, – пояснил врач-стоматолог Михаил Рыжкин. – Таким образом, вместо 2–3 тыс. рублей можно заработать 8–9 тысяч. Следующий пример – это навязывание дополнительных услуг, которые вряд ли пойдут во вред, однако могут заметно облегчить карман посетителя».

Обманчивый демпинг – еще одна уловка, больно бьющая по бюджету больного. Такой прием в ходу у раскрученных сетевых заведений, которые, к примеру, уверяют, что в их клиниках пломбу можно поставить за 1 тыс. рублей. Когда же окрыленный неожиданной экономией посетитель направляется к кассе, выясняется, что пломба действительно стоит указанною сумму, в которую, правда, не входит необходимая полировка или изолирующие и лечебные прокладки. В итоге вместо тысячи рублей клиент неожиданно для себя вынужден отдать три.

Впрочем, если дело касается стоматологической помощи, гнаться за дешевизной тоже не стоит: работа квалифицированного специалиста и используемые им высококачественные материалы по определению не могут стоить дешево. К примеру, себестоимость хорошего импланта – 300 евро плюс работа дантиста, включающая не самую простую операцию по вживлению, которая растягивается на несколько месяцев, труд ассистирующей медсестры и отчисления клинике. В итоге справедливая цена установки импланта должна быть не ниже 23–25 тыс. рублей. Более низкая стоимость указывает или на плохое качество материала, или на недостаточную квалификацию специалиста.

Преимущества и недостатки

Однако даже сами врачи не могут дать четких рекомендаций касательно того, как выбрать стоматологическую клинику или кабинет, чтобы качество работ было адекватно стоимости услуг. «Лучшим ориентиром здесь могут быть только советы друзей, потому что, обращаясь в неизвестное для себя место, невозможно угадать, что из этого получится, – утверждает врач-ортопед Ирина Власова. – Поэтому, если знакомых, которые могли бы направить к хорошему стоматологу, нет, имеет смысл почитать отзывы в Интернете на многочисленных форумах, посвященных этим вопросам. Причем такие дискуссионные площадки не должны быть привязаны к какой-то конкретной клинике, иначе объективность этих мнений довольно сомнительна».

Сетевая клиника или частный кабинет – вот два основных варианта, с помощью которых можно систематизировать крайне разнообразный рынок стоматологических услуг. У каждого из этих заведений есть свои плюсы и минусы, которые стоит учитывать, выбирая дантиста. «Первый вариант наиболее удобен с точки зрения сервиса, – продолжает г-н Рыжкин. – Сетевые клиники шаговой доступности есть практически в каждом районе. Здесь работают сразу несколько врачей, поэтому пациентам не приходится томиться в очередях и записаться на прием можно в любое удобное время. Кроме того, в таких заведениях можно найти дантистов любой специальности и получить комплексное лечение в одном месте». Сетевые клиники также хороши тем, что здесь есть четкий прайс на все виды услуг, и с каждым клиентом заключается договор, поэтому в случае форсмажора с ними легче урегулировать возникший конфликт. Обратная сторона этих преимуществ заключается в том, что многие особенно раскрученные клиники работают на поток, не слишком заботясь о качестве предоставляемых услуг, зная, что благодаря рекламе у них всегда будут клиенты. Такие заведения в первую очередь нацелены на получение прибыли, а это значит, что зарплаты врачей оставляют желать лучшего, поэтому хорошие специалисты здесь не задерживаются, а оставшиеся, чтобы хоть как-то повысить свой заработок, гонятся за количеством пациентов, не особо заботясь о качестве своей работы. Кроме того, руководство таких заведений порой специально ориентирует своих сотрудников на «развод» попавших к ним в кресло незадачливых пациентов.

В частных кабинетах качество услуг в среднем заметно выше. «Дело в том, что такие организации, как правило, не могут себе позволить вкладывать деньги в рекламу, – утверждает г-жа Власова. – Поэтому сарафанное радио – пожалуй, единственное средство, позволяющее им заявить о себе. А это значит, что просто так разбрасываться с трудом наработанной клиентурой здесь не будут. Поэтому частник, исходя из своей квалификации и мастерства, сделает все, чтобы каждый его пациент пришел к нему снова, не забыв в случае чего, порекомендовать своего врача друзьям и знакомым».

У «кабинетной системы» есть и свои минусы. Во-первых, к «своему врачу» зачастую приходится долго добираться, потому что такие мини-клиники из соображений экономии порой находятся в самых труднодоступных местах. Во-вторых, записаться на прием по первому требованию здесь вряд ли получится. Хорошие дантисты с обширной клиентурой всегда сильно загружены, так что своей очереди иногда приходится ждать несколько недель, приготовившись еще часок отсидеть в тесном предбаннике в ожидании приема. Причудливая ценовая политика – еще одна особенность работающих на себя частников. Причем наличие или отсутствие официального прайса с печатью еще не гарантирует, что стоимость лечения не зависит от того, что уставшему от работы специалисту не хватает на оплату путевки на Сейшелы.

Доверяй, но проверяй

В явном завышении цен на стоматологические услуги частично виноваты и сами пациенты, что особенно заметно в частных стоматологических кабинетах. Врачи здесь зачастую назначают цены на лечение, исходя из платежеспособности пациента. Если он хорошо одет и приехал на дорогой машине, то обыкновенная пломба для него будет стоить несколько дороже, чем для менее обеспеченных посетителей. Причем завышение ценника в такой ситуации – это даже не жажда наживы, а нежелание потерять клиента: многие состоятельные посетители, услышав подозрительно низкую для них цену, разворачиваются и уходят в поисках более статусного на их взгляд заведения.

Даже обращаясь в проверенное место, не говоря уже о клиниках, в которых довелось очутиться по воле случая или по причине острой боли, пациенту не стоит терять бдительность. В первую очередь необходимо внимательно изучить цены на необходимые услуги и вдумчиво прочитать предложенный договор. Затем, чтобы у врача не было искушения навязать дополнительные услуги или убедить пациента, что его случай гораздо серьезнее, чем казалось на первый взгляд, стоит вместе с ним с помощью зеркала осмотреть «фронт работ» и по пунктам выяснить конечную стоимость лечения. Разумеется, нередко уже в процессе выясняется, что осложнений не избежать, и эти новые обстоятельства действительно корректируют оговоренную стоимость лечения в сторону увеличения. Однако бывает, что такой сюжет – это не более чем попытка дополнительно подзаработать.

Россияне стали реже посещать дантистов

Острая боль – основная причина посещения стоматолога для большинства россиян. К таким выводам пришли специалисты портала SuperJob.ru, проведя соответствующий опрос. Причем, помимо страха перед бормашиной, главной помехой на пути в стоматологический кабинет треть опрошенных назвали дороговизну услуг дантиста. Очереди к зубным техникам заметно поредели и из-за разразившегося финансового кризиса. Как утверждают респонденты, цены на лечение и протезирование были необоснованно высокими и до рецессии, а теперь стоимость услуг дантиста стала еще более недоступной. Неудивительно, что многие необязательные косметические процедуры вроде отбеливания резко потеряли в популярности. Впрочем, несмотря на невыгодную для пациентов ценовую политику, они продолжают по тем или иным причинам посещать стоматологов, при этом выбирая более демократичные клиники.

"