Posted 13 октября 2008,, 20:00

Published 13 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

Нелечебное голодание

Нелечебное голодание

13 октября 2008, 20:00
Лишь восьмая часть российских предприятий имеют столовую. Сотрудники остальных вынуждены пользоваться услугами сети быстрого питания, приносить еду с собой либо оставаться голодными. Ученые установили, что отсутствие столовой отрицательно сказывается не только на здоровье, но и на психологическом климате предприятия. П

С переходом к рыночной экономике заводские столовые и офисные буфеты попали под сокращение в числе первых. По данным консалтинговой компании «Амико», собственной столовой располагают лишь 13% российских предприятий. Опрос сайта «Работа.ру» подтверждает – лишь 34% граждан в рабочее время питаются в столовой. Остальные едят что-то за рабочим столом (26%), разогревают в микроволновке принесенный из дома обед (12%), ходят в ресторан за бизнес-ланчем (7%), пользуются услугами фаст-фуда (6%) или не едят ничего вовсе (8%).

Некоторым предприятиям собственные столовые попросту не по карману. «Работодатели вынуждены не только тратить на содержание столовой немалые средства, чтобы цены были приемлемы для сотрудников, но и контролировать санитарные условия в столовой и сроки годности продуктов, чтобы сотрудники не отравились», – рассказывает «НИ» руководитель Центра социальной политики института экономики РАН Евгений Гонтмахер. В результате популярной услугой стала организация питания в прилегающем к офису кафе. По данным «Амико», этой услугой пользуются три четверти (72%) российских представительств зарубежных компаний.

Однако даже в этом случае полноценно пообедать удается далеко не всем. «Мы редко встречаем в меню рыбу как рыбу и мясо как мясо», – говорит «НИ» руководитель Лаборатории по изучению структуры питания НИИ питания Александр Батурин. Продукты чаще всего подаются в кляре, тесте либо под слоями сыра и майонеза. «Калорийность таких блюд высока, а полезность – крайне мала. А при маленькой физической нагрузке это отрицательно сказывается на нашем здоровье», – объясняет г-н Батурин.

Если же обед организован в заведении фаст-фуда, такая еда может оказаться опасной. «Предприятия быстрой еды обычно предлагают картошку с майонезом и всевозможные гамбургеры и чизбургеры. Такая еда вредна для пищеварительного тракта и может привести к обменным и аллергическим болезням», – говорит «НИ» ведущий научный сотрудник «Клиники лечебного питания» института питания РАМН Ольга Григорьян. По ее словам, еда, которую предлагают сети быстрого питания, подходит далеко не каждому человеку, а людям с избыточной массой тела она и вовсе противопоказана. Однако именно сети быстрого питания захватывают рынок. В столице, по данным Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, на сети приходится свыше трети от общего количества заведений общепита. Лидеры – «Макдоналдс», «Ростик Групп» и «Кофе Хаус».

В то же время столичный рынок далек от насыщения – на тысячу жителей Москвы приходится лишь одно кафе, тогда как на тысячу жителей, к примеру, Лос-Анджелеса – пять. «В столице все развивается динамичнее, но в целом нашему рынку питания еще наполняться и наполняться», – отмечает «НИ» ресторатор Дмитрий Липскеров. Впрочем, россияне на еду в ресторанах и кафе тратят также гораздо меньше денег, чем на Западе. В минувшем году жители нашей страны в среднем оставили в заведениях общепита сумму, эквивалентную 100 евро (в Москве – 300 евро), тогда как во Франции этот показатель составил свыше 800 евро.

Невозможность пообедать на работе может ухудшить не только здоровье сотрудников, но и психологический климат на предприятии. «Обед в столовой позволяет на время отключиться от рабочих проблем, поговорить с коллегами на отвлеченные темы», – поясняет «НИ» психолог Анна Венедиктова. По ее словам, беседа за едой обычно идет небыстро, «позволяет порелаксировать», что в дальнейшем повышает производительность труда. Особенно важен обед пожилым работникам. «Подросткам все равно, что есть. Они могут довольствоваться сладкой булочкой и напитком. А чем старше становятся люди, тем важнее им нормально питаться», – говорит психолог Венедиктова. «Неправильная еда – это сонливость, вялость после еды, утомляемость и снижение работоспособности, нарушение сна, трудности засыпания и пробуждения по утрам, это дефицит строительных материалов и топлива. Следовательно, это гиповитаминозы с хрупкими, ломкими ногтями и выпадающими волосами», – рассказывает «НИ» врач одной из частных клиник Марина Мейлицева. По словам доктора, от неправильного питания можно протянуть цепь к любой болезни.

Помимо сомнительной пользы для здоровья обеды в кафе нередко оказываются работникам не по карману. Корреспонденты «НИ» обошли несколько десятков московских кафе и ресторанов и выяснили, что стоимость бизнес-ланчей в них находится в диапазоне от 200 до 350 рублей. То есть на обеды ежемесячно придется выкладывать 5–8 тыс. рублей. В некоторых заведениях одно только второе блюдо стоит 200 рублей. Впрочем, даже в центре Москвы есть заведение, где пообедать можно за 110 рублей. Столько стоит студенческий комплексный обед в столовой Института стран Азии и Африки. При этом двери столовой открыты для всех желающих. Правда, площадь столовой невелика, и во время обеденного перерыва студентов сюда лучше не заходить. Один из залов столовой выделен для преподавателей, и обычных посетителей туда не пускают. Еще одним сравнительно дешевым заведением являются буфеты на некоторых станциях метро. Там можно пообедать в пределах 100 рублей. Правда, есть придется стоя, с тарелкой в руках, так как столиков мало.

Заказ обедов в офис – также удовольствие недешевое. Два блюда – второе и салат обойдутся в среднем в 150 рублей, кружок пиццы – от 350 рублей. Поэтому эксперты сходятся во мнении – если дешевой столовой на предприятии нет, лучше приносить еду с собой. «На работу надо брать салат, заправленный растительным маслом, и отварное мясо или паровые котлеты. Эти продукты и хранятся долго, и есть их можно в холодном виде», – рекомендует диетолог Григорьян. «Решением проблемы могут стать молочные продукты, овощи и фрукты», – считает специалист по питанию Батурин.

Экономический рост последних лет привел к появлению в столице огромного количества дорогих ресторанов. В прежние годы модными были различные зарубежные кухни, сейчас интерес сместился к старославянской. В то же время именно элитные рестораны могут стать первыми жертвами финансового кризиса. Маркетологи из агентства Discovery Research Group подтверждают, что сегмент дорогих ресторанов уже развивается медленнее всех. «Рынок лихорадит еще и из-за неспециалистов, которые приходят в этот бизнес. Они толком не знают, что делать, и предприятие прогорает за год», – рассказывает «НИ» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.

В то же время финансовый кризис может привести к переквалификации дорогих ресторанов в кафе для среднего класса. По словам экономиста Виктора Минина, рост цен на продукты и энергию вынудит предприятия общественного питания «пойти навстречу людям», снижающим расходы на «питание вне дома». Прогноз Департамента потребительского рынка и услуг Москвы также гласит, что в ближайшие годы активнее всего будут развиваться заведения, находящиеся на стыке сегментов, например, «фаст-фуд + демократичный ресторан».

«Не кусайте девушку за ухо!»

Голод в столичном Музее кулинарного искусства утолить нельзя, а вот любопытство – с избытком. До 2007 года учреждение именовалось Музеем общественного питания, но мэру Юрию Лужкову это название показалось неблагозвучными, и музей переименовали. Проследить историю общественного питания можно, начиная с допетровских времен. Уже в первом зале посетителей встречают восковые фигуры виночерпия, трактирного полового и продавца сбитня. Экскурсовод раскрывает рецепт приготовления этого исконно русского напитка и предлагает прочитать правила поведения за столом, которые ввел Петр I для своих бояр. В следующем зале – кухонная утварь прошлого века: коллекция самоваров, огромные сковороды, черпаки, дуршлаги, весы, ступки, половники, ковши. «Мальчики прислуживали на кухне, начиная с четырнадцати лет. Можете догадаться, какая тяжелая была у них работа», – рассказывает хрупкая девушка-экскурсовод, еле поднимая пресс для цыпленка табака. В этот момент раздается крик другого гида: «Не трогайте бедную темнокожую девушку! У нее и так уже пол-уха откусано!» Оказывается, несколько юношей решили выяснить, из настоящего ли шоколада сделана негритянка. Отдельный зал посвящен организации общепита в первые годы советской власти и во время Великой Отечественной войны. В следующем зале выставлен макет современной школьной столовой с компьютерами, которые закрываются заслонкой на время обеда, чтобы клавиатуру не залили чаем.
Мила ОРИЩЕНКО


Где есть поесть

С момента дефолта 1998 года в Санкт-Петербурге вместо привычных столовых, закусочных и кафе стали бурно развиваться сети фаст-фудов, сообщает собкор «НИ» Наталья ШЕРГИНА. Но после 2005 года фаст-фуд, как таковой, то есть палатки и лотки с пирожками и сосисками, съедаемыми на ходу, власти города с проспектов и площадей убрали. Недорогие ресторанчики стали излюбленным местом для многочисленной армии «белых воротничков». Стоимость обеда колеблется от 100 до 250 рублей. На многих промышленных предприятиях рабочие столовые давно закрылись, и народ питается, разогревая в микроволновках приносимые из дома баночки. В сохранившихся столовых поесть можно по так называемым социальным ценам. «На нашем производстве есть рабочая столовая, – сообщил «НИ» Вадим Сорокин, сотрудник крупной фирмы, расположенной в Рыбацком. – Это самый натуральный «совок» с плохо вымытой посудой». А вот сотрудники Эрмитажа питаются в своем кафе, где стоимость полного обеда не дотягивает до 50 рублей. На фоне низких зарплат такие цены – реальное подспорье для музейных работников. От советского общепита в Омской области остались столовые на старых заводах и в КБ, передает корреспондент «НИ» в Омске Наталия СРЕТЕНСКАЯ. Новые организации заключают договоры с организациями общепита, предоставляя помещение под столовую. Арендная плата не взимается, вдобавок организации иногда субсидируют своим работникам питание (до 30 % от стоимости). Цены в таких столовых примерно на одном уровне: суп (борщ) за 10–15 рублей, овощные салаты – по 10, с мясом (рыбой) – 25–30, форель без гарнира – 60, мясо по-французски или лангет – 45–50, вареники – до 30, чай – 3 рубля. В течение последних трех лет в центре Омска открылось несколько кафе самообслуживания. В них, если не брать дорогие блюда, вполне можно уложиться в 70–90 рублей. По словам корреспондентов «НИ» в Новосибирске Елены АЛЕКСЕЕВОЙ и Алексея БЕЛОВА, там еще можно найти «советские» столовки при заводах, НИИ, учебных заведениях. У НГУ есть столовая и два ее филиала – в здании университета и в Торговом центре, что в студгородке. Там в столовую приходят обедать не только студенты, но и, например, водители маршруток (конечная остановка неподалеку) – вход открыт для всех. Цены там не так давно поднялись, как повсюду, но все же ниже средних фастфудовских: салат – 20 рублей, первое блюдо – 20, дороже – мясные блюда (до 40–50 рублей). Вполне можно уложиться в 100 рублей, при этом порции большие. В центре города в здании студенческого кадрового центра (там же гостиница ГУВД) есть столовая, где очень вкусные спагетти с сыром стоят 16 рублей. В столовой ТЭЦ-2 манты стоят 9,50 рубля, а в самой популярной мантычной на ул. Вокзальная Магистраль – 15. Найти рабочую столовую в современном Краснодаре оказалось делом непростым, передает наш специальный корреспондент Сергей ПЕРОВ. В обнаруженной «по наводке» на окраине города точке общепита, взяв поднос, можно за 150 рублей получить типичный советский обед из первого – весьма посредственного кубанского борща, гречневой каши с котлетой и салатиком и мутного кисловатого компота. Так кормит своих работников вневедомственная охрана. И это все. Между фастфудом и кафе в столице Кубани какого-то промежуточного звена нет. Правда, работают столовые для гастарбайтеров, для депутатов гордумы и кубанского парламента, а все остальное балансирует между двумя крайностями. Дешевые столовые, в которых может поесть человек с улицы, практически все закрылись. То же самое и в районных центрах, и только в небольших станицах еще можно вкусно и недорого поесть. В середине 2006 года в Самаре появилось несколько ресторанов быстрого питания, сообщает корреспондент «НИ» Виктор РУБЦОВ. Среднее количество посадочных мест – 150, средняя цена обеда – 160 рублей. К счастью, на большинстве крупных предприятий столовые сохранились. Пообедать в них можно – где за 80–100, а где-то и за 50–60 рублей. Так, на ОАО комбинат «Полимерстройматериалы» в Отрадном в столовой салат из капусты стоит 3 рубля 95 копеек, салат из свеклы – 1, 84, суп гороховый – 12,40, щи со свежей капустой – 12,54, котлета рыбная –11,00, колбаски «по-отрадненски» –18, 66, гуляш – 21,57. И это при том, что мясо говядины на рынке в том же Отрадном реализуется по цене от 200 до 300 рублей за килограмм.

"