Posted 13 октября 2003,, 20:00

Published 13 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Главная бабушка планеты

Главная бабушка планеты

13 октября 2003, 20:00
Cамый старый житель Земли живет в самой ее «горячей точке» – в Чеченской Республике. Перенося все удары судьбы, выпавшие на долю ее жителей. Уроженка высокогорного селения Итум-Кале Пасихат Джукалаева в конце сентября отметила 122-й год своего рождения. Наш корреспондент побывал на днях в совхозе с символическим назв

Дом старушки Пасихат знает здесь каждый. У самого въезда на территорию совхоза нам повстречался вежливый старец, которому на вид не меньше восьмидесяти лет.

– Вон в том доме живет, – указал он на невзрачное кирпичное строение, утопающее в тени деревьев. – Когда я родился, Пасихат уже была старушкой. Ничего, на здоровье и сейчас не жалуется.

Во дворе дома нас встретила женщина средних лет. Это внучка чеченской долгожительницы – Яха. Она уже сама бабушка. Двое ее сыновей женаты и имеют детей. Но с начала войны обитают в Ингушетии. Женщины в Чечне доживают до ста лет, а мужчинам здесь небезопасно.

– Можно ли пройти в комнату к бабушке Пасихат? –поинтересовались мы в надежде хотя бы мельком увидеть самого пожилого человека планеты.

– А вот она сама идет, – как-то буднично ответила Яха.

Действительно. В коридоре слышны медленные шаги. В дверном проеме показалась высокая сутулая фигура человека, шагнувшего из девятнадцатого века в двадцать первый.

Несмотря на возраст, Пасихат сохранила прекрасную память и зрение. Очков никогда не носит. По словам Яхи, еще недавно бабушка обшивала не только себя, но и некоторых праправнуков. С прошлого года стала плохо видеть и уже не может вставлять нитку в игольное ушко.

Неважно стало со слухом. Плохо слышит. Говорят, это следствие бомбежек и перенесенных потерь. Судьба Пасихат напрочь опровергает устоявшиеся стереотипы о жизни долгожителей, которые обитают в особых тепличных условиях – экологически чистая пища, чистый воздух, покой. Ничего этого не было – сплошные войны, революции, депортации и переселения. Словом, жизнь на марше. И рассказывает бабушка о себе с какой-то усталой грустью.

– Не знаю, за что мне Аллах подарил долгие годы, – говорит она тихим, почти детским голосом. – Все мои близкие умерли, а я осталась. Погибли два моих сына и две дочери. Но человек живет столько, сколько угодно Всевышнему.

Каких-то рецептов долголетия она не знает и не соблюдает. Единственно, говорят родственники, Пасихат не кушает после шести часов вечера. Это у нее с детства. В высокогорном селении Итум-Кале, где она родилась, электричества и телевизоров не было. Ночь наступала рано – сразу же с закатом солнца, и жители чуть ли не в семь часов вечера ложились спать. Отсюда и привычка не ужинать. По воспоминаниям Пасихат, в Шатойском районе Чечни раньше очень много было людей, перешагнувших столетний рубеж.

Из ее далекого прошлого у Пасихат осталась привычка часто принимать «холодный душ». В молодости она чуть ли не каждый день купалась в родниковых ключах, которых в горном крае было много. Сейчас частенько обливается прохладной водой из-под крана. Любит фрукты и вкусную еду. Как и много лет назад, пользуется отечественным земляничным мылом, которым близкие запаслись впрок. Родственники говорят, что у бабушки очень добрый нрав, хотя с годами стала капризной. Самое главное, считают они, Пасихат никогда и никому не завидовала.

У Джукалаевой 2 дочери, которым почти под восемьдесят, 9 внуков, 18 правнуков и 7 праправнуков. Старшему праправнуку в этом году исполнилось 13 лет. Старшая ее дочь Ами в годы войны работала на стратегическом объекте на станции Эмба Актюбинской области Казахстана и считается ветераном Великой Отечественной войны.

Если бы не военные действия в Чечне, мир узнал бы и о долгожительнице, которая, возможно, дожила бы до 130 лет. Это сестра Пасихат – Ашо. Она была старше ее на 5 лет, но гораздо живее и проворнее Пасихат. Ашо умерла внезапно, от инфаркта, узнав, что во время обстрела колонны на Терском хребте погибла ее восьмидесятилетняя дочь Зарет. Это произошло в самом начале антитеррористической операции в Чечне. Когда с блокпоста начали обстреливать колонну беженцев, выходящих из окруженного Грозного, Зарет выскочила из автобуса и начала махать руками, давая понять солдатам, что в автобусе старики. И в этот момент чья-то пуля сразила ее насмерть. Ашо, которая до этого ни разу не болела и ни разу не обращалась к врачам, в тот же вечер тихо скончалась, не проронив ни слова...

Пасихат тяжело перенесла смерть племянницы и единственной сестры, с которой они прожили бок о бок больше ста лет. После этого она долго не появлялась на людях. А выйдя однажды из дома, упала и сломала шейку бедра.

Ее тут же отправили в больницу, но врачи, осмотрев старушку, попросили отвезти ее обратно. Мол, «в этом возрасте кости не срастаются. Не будем накладывать гипс и мучить ее в конце жизни».

– Бабушка тогда всех нас удивила – рассказывает внучка Яха. – Через месяц она снова стала ходить...

– Это действительно чудо, – вступает в беседу дочь Пасихат – Ами, которая говорит на русском абсолютно без акцента. – Когда мы вернулись из больницы, мама казалась расстроенной, но не жаловалась. Только без конца потирала место ушиба, будто массаж делала. А в один прекрасный день встала во весь рост и пошла...

Бабушка Пасихат против обыкновения не строит планы на будущее. Да и какие можно строить планы в республике, где последние двенадцать лет люди видели только беду. Правда, сказала, что очень хочет дожить до того светлого дня, когда в Чечню наконец придет мир.





Старейшие жители Земли

Самой старой жительницей планеты Книга рекордов Гиннесса считает японку Камато Хонго, которой 16 сентября исполнилось 116 лет. Достоверность этой информации оспаривают многие страны, считающие, что именно в них живет старейший житель Земли. Например, в Никарагуа утверждают, что жительница этой страны Эва Райо Потосме отметила свое 116-летие еще в мае этого года. Ровесник обеих старушек обнаружился также в Приморье. Житель Владивостока Афанасий Тарасов, как следует из его документов, также родился в 1887 году в крестьянской семье на Дону.

"