Рус
Eng
Новые меры не уберегли российские школы от возможного карантина и дистанционки

Новые меры не уберегли российские школы от возможного карантина и дистанционки

14 сентября , 13:24ОбществоPhoto: Медиахолдинг 1Mi
Не успел учебный год начаться, как школьники из разных уголков страны начали переходить на дистанционку из-за карантина по коронавирусу. Хотя в связи с пандемией коронавируса в российских школах были введены, казалось бы, беспрецедентные меры.

Дарья Вознесенская

Так, теперь, при входе в школу детям измеряют температуру бесконтактным способом, если она повышена — ребенка изолируют и вызывают «скорую». За каждым классом закреплен отдельный кабинет, где ученики должны заниматься и физикой, и химией, и информатикой, исключение разве что физкультура и труды. При этом ученики из разных классов не должны пересекаться на переменах. Кроме того, в образовательных учреждениях необходимо проводить обработку помещений и проветривание. Также там должны быть установлены рециркуляторы воздуха и санитайзеры для дезинфекции рук. При этом маски и перчатки ученикам и педагогам разрешили не носить, а также дети продолжают ходить в общий туалет, одну столовую и раздевалку, они также могут не соблюдать социальную дистанцию в полтора метра.

Введенные меры необходимы для того, чтобы дети могли учиться очно, так как введенная «на коленке» дистанционка подверглась жесткой критике во всех регионах страны весной этого года. Однако в некоторых регионах уже жалуются, что требования не выполняются. Так, например, в Казани не соблюдалась дистанция при входе в школы, пишет Inkazan. А в Волгоградской области, как сообщают «НовостиВолгограда», уже не во всех школах температуру дисциплинированно измеряют учащимся. При этом мэр Орска (Оренбургская область) Василий Козупица обеспокоен, что некоторые родители в обход всех требований отправляют детей с признаками различных заболеваний в школу. «Безответственная позиция, которая может привести к массовому заражению и карантину не только класса, но и школы», — приводит его слова 56orb.ru.

Депутат Госдумы от Омской области Олег Смолин говорит, что соблюдение всех требований Роспотребнадзора, по подсчетам специалистов омского медицинского университета, обойдется каждой школе в среднем в 20 млн рублей за полугодие. «Это невыполнимо, поэтому сейчас идет разговор о том, чтобы комбинировать очные и дистанционные занятия», — отметил он в разговоре с изданием «Город55».

По словам депутата, возможен следующий вариант — параллель одного класса учится удаленно, другая — очно, а через две недели они меняются.

Пока же в некоторые регионы страны возвращается дистанционка. В основном прекращают работу отдельных классов. Так, в Нижегородской области уже закрыли на карантин по коронавирусу 60 классов, в Свердловской области — 40, в Волгоградской области — 16, в Белгородской области — 11, в Карелии — 6. На дистанционное обучение также отправились 323 ученика из Башкирии и 147 — из Оренбургской области. Еще две школы, которые находятся в Екатеринбурге, закрыты полностью. Карантин коснулся и одной из тюменских гимназий. Отметим, что для того, чтобы школу полностью закрыли должны заболеть 20% учеников, для закрытия класса — достаточно одного зараженного коронавирусом.

При этом в таких регионах, как Удмуртия, Татарстан и Омская область, пока не выявлено случаев заболевания COVID-19 в школах. Однако свыше 20 классов в Омской области закрылись на карантин по ОРВИ.

Контролировать соблюдение эпидемиологических мер в школах должны сотрудники Роспотребнадзора, которые пока массовых нарушений не находят. В отдельных регионах прибегают и к другим ресурсам. Например, в Башкирии привлекаются «ковид-инспекторы» из числа студентов и магистрантов медицинского университета и колледжей, сообщает Mkset.ru. А в Удмуртии, по информации Udm-info, члены родительского комитета выходят в школы, чтобы проконтролировать организацию учебного процесса, зачастую — без предупреждения.

Но оправданы ли риски очного обучения детей во время пандемии? В большинстве регионов полагают, что да. По словам депутата Омского городского Совета Юрия Тетянникова, дистанционное обучение — самый слабый способ преподавания. Поэтому он считает верным, что школы открылись с 1 сентября.

«То, что творилось в Татарстане на дистанционке, — это уму непостижимо. Было несколько платформ, дети не могли ни в чем разобраться, кому-то приходили задания по WhatsApp, но это далеко до дистанционки, это образование на коленке», — добавляет администратор группы «Поборы в школах и детсадах» Екатерина Матвеева.

«Открытие школ нужно было всем — и детям, и учителям, и родителям. Риски заболеть есть всегда, ведь у нас каждый год сезонные вспышки гриппа и ОРВИ. Мы же научились с этим справляться, научимся и с коронавирусом», — отметили в Свердловском областном родительском комитете.

Чтобы обезопасить детей, в некоторых регионах принимают дополнительные меры. Так, в Белгородской области при хорошей погоде уроки по разным предметам проводят на свежем воздухе, пишет «Бел.ру». Такой ресурс называется «зеленые классы». «У нас достаточно большая территория школьная: почему бы урок литературы не провести на свежем воздухе? Особенно это актуально, когда изучается пейзажная лирика. То есть, пока позволяет погода, мы будем использовать этот ресурс», — отметила начальник отдела воспитания и дополнительного образования Валентина Музыка.

Также школы Белгородской области имеют возможность использовать сетевые формы реализации программ обучения: если в каком-то учреждении нет учителя по какому-либо предмету, дети могут дистанционно заниматься с педагогом из другой школы.

В Волгоградской области учебный процесс тоже претерпел изменения: в части школ перемены увеличили до 20-30 минут, а где-то уроки сократили до получаса. Кроме того, сейчас в волгоградском лицее № 5 им. Гагарина рассматривается возможность подключения детей к классу в режиме видеоконференции. «Ребенок подключается через веб-камеру и смотрит, что происходит в классе. Фактически он присутствует на уроке, только по другую сторону экрана», — пояснила директор учреждения Лариса Тропкина.

При этом некоторые эксперты считают, что учебный год в очной форме можно было отложить хотя бы на месяц, чтобы обезопасить детей от сезонного гриппа путем вакцинации. «У тех детей, которые заболели ОРВИ уже сейчас, будет медотвод от прививок, что растянет вакцинацию. А защититься хотя бы от гриппа в этом году нужно обязательно. Ведь что нас ждет зимой и осенью, еще не понятно», — приводит TagilCity.ru слова одного из врачей инфекционной больницы Нижнего Тагила.

Зампред Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Егоров в беседе с NewsNN также отметил, что переходить на очное обучение следовало бы в конце сентября, учитывая негативную динамику по заболеваемости перед началом учебного года. «Но был выбран другой алгоритм и теперь в ручном режиме предстоит определять, какая школа будет работать очно, а какая переводиться на дистанционный формат», — отметил он.

Учитель из Петрозаводска также считает, что необходимо было выбрать другую модель обучения. «Полагаю, что за партами нужно было бы проводить лишь базовые предметы — русский язык, математику, иностранные языки. Все остальное — ИЗО, черчение, музыку, обществоведение можно было бы перевести на дистант, чтобы минимизировать контакты. Никаких столовых, походов по коридорам и прочего. Жесткие времена требуют жестких мер. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения», — приводит его слова «Карелinform».

При этом представитель тюменского родительского комитета Андрей Генерозов вообще находит излишними противоэпидемиологические меры в школах, пишет NashGorod.ru. «Нынешний процент заболевших не превышает порога ни эпидемии, ни пандемии. Соответственно такие меры как дистанционное обучение, масочный режим, режим повышенной готовности — все однозначная избыточная мера. За этим скрываются политические причины», — полагает он.

Сейчас российские школы находятся между двух огней — коронавирусом и дистанционным образованием: либо знания и возможность детей заразиться коронавирусом, либо пробелы в образовании, но сохранение здоровья. Хотя тут тоже следует помнить, что даже на удаленке дети не станут сидеть дома, а значит, риск заболеть есть и в этом случае.

В Европе пока не спешат массово переходить на дистанционку. Например, в некоторых школах Италии уроки проводятся во дворах, маски при этом обязательны. В Австрии школьники обязаны носить средства индивидуальной защиты, только если выходят из класса. В Германии маски обязательны везде, кроме классов. Однако там есть другие проблемы — детей в школы возят автобусы, а их по новым нормам пока не хватает. Кроме того, под большой угрозой инклюзия — школы не хотят брать детей-аутистов, потому что учителя не справляются с новыми требованиями. Совсем другая ситуация в Израиле — страна вновь уходит на трехнедельный карантин, все школы закрываются.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter