Posted 13 сентября 2012,, 20:00

Published 13 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Надежный причал

Надежный причал

13 сентября 2012, 20:00
Отчаянная нехватка мест на стоянках уже многие годы считается для столичных автомобилистов не менее острой проблемой, чем бесконечные пробки. И если до недавнего времени сравнительно небольшие штрафы за неправильную парковку позволяли оставлять машину где придется, то сейчас, с ужесточением законов, так продолжаться уж

Самая тяжелая ситуация с парковкой наблюдается в Центральной округе столицы. От этого страдают не только местные жители, но и те, кто приезжает сюда на работу из более отдаленных районов столицы и Подмосковья. Земля здесь на вес золота, так что каждый свободный клочок тут же застраивается наиболее рентабельными объектами вроде бесконечных торговых центров или элитного жилья. На строительство же парковок у инвесторов нет ни желания, ни возможностей,. И это несмотря на то, что при экс-мэре Лужкове планы по строительству подземных паркингов в самых неожиданных местах, будь то площади под вокзалами или даже под памятником Пушкину, прочно вошли в анекдоты. На самом же деле подавляющему большинству этих прожектов не суждено было сбыться, так что вместительные паркинги появились разве что под крупнейшими торговыми центрами и отелями. Автолюбителям, правда, от этого легче не стало: эти стоянки взимают почасовую оплату в размере 200–350 рублей. За сутки, как несложно подсчитать, в среднем набегает порядка 6,5 тыс. рублей, что для постоянной стоянки, мягко говоря, дороговато. К тому же эти сооружения для таких целей и не предназначены.

Кто во что горазд

В спальных районах ситуация с парковкой лучше, но ненамного. Здесь у автолюбителей есть какой-никакой, но выбор. Во-первых, это широко известные ракушки и аналогичные им строения вроде «легковозводимых автомобильных укрытий» из сетки или прутьев, которые, несмотря на запреты, за неимением лучшего продолжают пользоваться популярностью. Во-вторых, во многих районах вдоль МКАД и железнодорожных путей расположены гаражи Московского городского союза автомобилистов, места в которых передаются, что называется, от отца к сыну.

Кое-где остались компактные гаражи советских времен, рассчитанные на «Жигули» и «Москвичи», так что у владельцев более или менее габаритных иномарок спросом они не пользуются. Подземные парковки иногда имеются под новостройками бизнес- и премиум-классов, однако в некоторых случаях машиноместа в них настолько дорогие, что такие паркинги стоят полупустыми. Впрочем, в последние годы то тут, то там начали появляться многоуровневые гаражные комплексы разной степени комфортности. Сейчас что-то подобное можно найти практически в каждом округе, кроме ЦАО. Естественно, не все из них расположены в шаговой доступности от дома, зато машины, оставленные здесь, находятся под охраной, а к услугам их владельцев – шиномонтаж и мойка.

Упущенная выгода

Раз и навсегда решить проблему вечной нехватки парковок была призвана разработанная несколько лет назад программа «Народный гараж». Однако на деле со своими задачами она так и не справилась. В первую очередь сами строения в подавляющем большинстве случаев оказались многоэтажными продуваемыми со всех сторон этажерками, лишенными даже внутренних перегородок. Кроме того, чтобы втиснуть туда максимальное количество автомобилей и, соответственно, получить большую выгоду, машиноместа здесь проектируют довольно узкими. Так что порой, чтобы заехать туда и не поцарапать соседние машины, нужно быть настоящим асом, а это мастерство дано не каждому. Но самое главное, что стоимость этого клочка бетонного пола стартовала с отметки в 350 тыс. рублей, что уже не дешево. А с годами, и особенно усилиями перекупщиков, цены еще подскочили, причем иногда – в разы. Сейчас речь уже идет о вторичном рынке «Народных гаражей», которые продаются как минимум вдвое дороже.

Впрочем, подавляющее большинство автолюбителей все эти истории с постоянными парковками до недавнего времени мало заботили. И действительно, зачем лишний раз тратиться, если, оснастив машину хорошей противоугонкой, можно со покойной душой бросить ее под окнами. Сейчас, по мнению эксперта рынка недвижимости Игоря Индриксонса, с повышением штрафа за неправильную парковку до 3 тыс. рублей и перспективой заплатить еще 5 тысяч за услуги эвакуатора, многие автовладельцы будут вынуждены задуматься поисками постоянного пристанища для своей машины.

«Строительство парковок в Москве никогда не считалось выгодным бизнесом, но вскоре ситуация может резко измениться, – прогнозирует основатель сайта indriksons.ru. – Люди начнут за ними гоняться, застройщики придут к мысли, что в такие проекты имеет смысл вкладывать деньги, а услуги имеющихся стоянок могут заметно подскочить в цене».

На вопрос, почему столь необходимые городу паркинги в должном количестве так и не появились, специалисты отвечают просто: для инвесторов такие проекты нерентабельны. «На Западе этот вариант – неплохое вложение денег, – рассуждает руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. – Он приносит 3–5% годовых и окупается лет за 20, что в Европе считается вполне приемлемым. Наши застройщики такую точку зрения не разделяют и ищут что-то повыгоднее. Но даже если раньше подобным проектом удавалось кого-то заинтересовать, требования властей были несоразмерными, и частникам ввязываться в это строительство не имело смысла».

Дорогое удовольствие

Эксперты, опрошенные корреспондентом «НИ», сошлись во мнении, что хорошее парковочное место, к примеру, под элитной новостройкой или на приличной стоянке, может обойтись в 2–4 млн. рублей. Что же касается аренды, то средняя цена по Москве составляет 10 тыс. рублей в месяц за машиноместо.

На самом же деле парковочный рынок в столице хоть и довольно дикий, однако найти что-то подходящее для себя может автовладелец с практически любым бюджетом. Разумеется, не стоит требовать серьезной охраны или тепла среди зимы от дешевого машиноместа или ракушки, которую можно арендовать, а то и приобрести по бросовым ценам за пару-тройку тысяч рублей. Но иногда находятся счастливчики, снимающие небольшой угол для своего авто за 3–5 тыс. рублей в месяц. Причем, насколько за эту цену он снабжен «удобствами», во многом зависит от района. Бывает, что за 4 тысячи удается найти теплый охраняемый гараж.

Если же речь идет о покупке, то здесь минимальный бюджет в среднем должен составлять 200 тыс. рублей. Причем такая сумма – редкая удача, особенно если она подразумевает более или менее «человеческие» условия. В остальных случаях, чем выше ставка, тем лучше гараж. Хороший вариант обойдется в 500–700 тыс. рублей, если объект находится в спальном районе. В более престижных районах ценник легко перешагивает барьер в 800 тысяч – 1 млн. рублей и дальше по нарастающей.

"