Posted 13 сентября 2012,, 20:00

Published 13 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Служебная драма

Служебная драма

13 сентября 2012, 20:00
Более 80% граждан раздражают коллеги по работе, показал опрос, проведенный на этой неделе специально для «Новых Известий» порталом Superjob.ru. Людей бесит, когда находящиеся рядом сотрудники громко разговаривают по телефону, поют или слушают музыку, едят за рабочим столом, примеряют новую или чужую одежду или с полным

Программист Михаил Зеленов несколько месяцев страдал от невыносимого коллеги. Тот предпочитал сидеть не на обычном стуле, а на фитболе – этаком большом воздушном шаре, предназначенном для занятий спортом. «Круглые сутки он на нем прыгал в ритм рок-музыке, которая буквально орала у него из наушников. Одновременно он умудрялся стучать ногой по офисной перегородке, разделяющей наши рабочие места, и, причмокивая, поглощать за компьютером бобы ведрами», – рассказывает «НИ» Михаил. Сосредоточиться на работе в таких условиях было крайне трудно, однако Зеленов только изредка просил своего «раздражителя» делать звук в наушниках тише: «Делать замечание по поводу остальных его «странностей» было бы неприлично, поэтому приходилось молча терпеть. К счастью, он уволился».

По данным опроса, проведенного специально для «НИ» исследовательским центром портала Superjob.ru, коллеги по офису раздражают четырех из пяти россиян – 81% респондентов. В исследовании участвовали 1,8 тыс. человек, имеющих на данный момент постоянную работу. Не испытывают подобных проблем 14%, которые аргументировали свою эмоциональную невозмутимость либо особенностью характера, либо тем, что им посчастливилось трудиться в «замечательном коллективе». При этом 5% признались, что сами замечают за собой привычки, которые приходится терпеть их коллегам.

Поставить на паузу

Пустые разговоры, сплетни, громкие голоса и пение коллег не дают покоя 16% работающих россиян. На одном из форумов девушка-блогер под ником Crazy жалуется на то, что ее сосед на работе постоянно ей рассказывает что-то совершенно неинтересное, а также включает на компьютере детские песни а-ля «Чунга-чанга» и подпевает, коверкая голос. Намеки на то, что такое поведение неуместно, не помогают. «Собратья» по чату советуют девушке спасаться от такого шума с помощью плеера – слушать аудиокниги или классическую музыку. Те, кому наушники и беруши не помогли, говорят, что боролись с меломанами с помощью собственных голосовых связок: «Как только музыка мешала мне работать, я вставала около него и орала».

Бестактность и хамство коллег ранит 7% работающих. «У нас соседний отдел кроме как матом никак не разговаривает. Как в тюрьме живем!» – жалуется Мария. Москвич Петр Борщев рассказал «НИ», что однажды он спустился в столовую компании, чтобы пообщаться с друзьями, и ему малознакомый человек с чужого проекта ни с того ни с сего заявил: «Как хорошо, что ты тут! А сгоняй-ка мне за мороженым». «В ответ я спокойно попросил его больше мне не делать таких предложений, – вспоминает наш собеседник. – Так он потом ко мне вечером подошел и сказал: «Как ты посмел наорать на меня при моих корешах?» С тех пор мы друг друга игнорировали».

Высокая степень раздражения от действий коллег говорит о том, что в нашей стране очень слабо сложились профессиональные сословия, поясняет «НИ» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов: «Зачастую в одном коллективе работают случайные люди, которые не видят друг в друге личностей». Ведущая тренинга по управлению эмоциональным состоянием Елена Кантиль в разговоре с «НИ» заявила, что «корень этой проблемы чаще находится не в самих людях, а в окружающей обстановке». По ее мнению, люди, работающие в популярных сегодня Open Space офисах (помещениях открытой планировки, где одновременно располагается большее число сотрудников) полностью лишены своего личного пространства. Они чувствуют, что находятся под постоянным контролем, у них пробуждается излишняя мнительность: «На меня не так посмотрели», «На меня чихнули».

В результате внутреннее напряжение находит выход в ненависти к тем, кто находится поблизости. Эксперт по эмоциям г-жа Кантиль подчеркивает, что справиться с негативом можно, только оторвавшись от коллектива: «Нужно переключить внимание с объекта раздражения на себя. В идеальном варианте – выйти на улицу, выехать на природу. Если такой возможности нет, то хотя бы зайти в какое-нибудь пустое помещение и посидеть там пару минут».

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK

Хозяйка макулатуры

От нехватки свободного пространства на работе страдает москвич Егор Петров (фамилия по его просьбе изменена). Молодой человек рассказывает «НИ», что его коллега – женщина в возрасте, имеет привычку проводить рабочий день на различных презентациях и рекламных акциях. По его словам, с подобных акций она приносит все, что организаторы раздают бесплатно, и хранит все это на своем рабочем месте: «За пару лет многочисленные календари, буклеты, журналы и газеты перестали помещаться у нее на столе и даже оккупировали два соседних рабочих места». Когда стол коллеги стал походить на убранство помещений гоголевской помещицы Коробочки, Егор не выдержал и написал начальству жалобу. В ней он сообщил, что бумажные склады на столе сослуживицы «создают пожароопасную обстановку», так как среди бумажных завалов находится старый компьютер, который может «коротнуть» в любой момент, и тогда беда неминуема. После такого «крика о помощи» начальство переложило проблему на плечи завхоза. Но ему удалось лишь частично разобрать завалы, ощущая на себе недовольный взгляд хозяйки макулатуры.

Яблоком раздора, как ни странно, также становится кондиционер. Пользователь «Живого журнала» vyvyzela пишет, что летом ее раздражает борьба за пульт от кондиционера: «Те, кому слишком холодно, прячут пульт подальше, те, кому жарко, ищут. Потом они меняются ролями – вторые прячут, а первые ищут». Также никто не хочет находиться радом с разносчиками болезней. «Меня вообще злит этот национальный менталитет, когда все привыкли героически работать с гриппом и температурой 39, заражая коллег и людей в транспорте, – негодует в Интернете блогер Стокли. – И еще гордиться потом – вот, гроблю здоровье на благо родины!»

Ориентация на местности

«Избежать таких проблем многим компаниям помогает создание этического кодекса», – говорит «НИ» генеральный директор Кадрового агентства уникальных специалистов Екатерина Крупина. По ее словам, многие крупные организации даже печатают в типографии этот документ в виде небольшой брошюры. Из нее «новобранцы» узнают, что в компании, например, нельзя никому грубить, всегда надо улыбаться, а женщинам принято ходить на работу только в чулках, с маникюром и легким макияжем. В тех же компаниях, где этические нормы поведения не получили своего письменного выражения, сотрудникам приходится «ориентироваться по местности». То есть смотреть, как ведут себя другие, и стараться не сильно выбиваться.

Появление в компании человека, который вызывает раздражение остальных коллег, сказывается и на эмоциональном климате коллектива, и на производительности труда, отмечает г-жа Крупина. Задача руководителя – выяснить причину негативного отношения к сотруднику. Ведь подчас раздражение вызывают не только шумные, излишне эмоциональные и скандальные коллеги, но и просто не такие, как все, кажущиеся странными. «Баламута» можно отсадить от других коллег или перевести в другой отдел. Если все принятые меры не привели к желаемому результату, можно предложить ему покинуть компанию в связи «с несоответствием корпоративной культуре», советует кадровик Крупина.

Раздражительных же людей брать на работу вообще не следует, заявила «НИ» социальный психолог Наталья Варская. По ее словам, такие люди «не умеют держать свои эмоции за зубами, а значит, будут плохо работать». Психолог утверждает, что причинами раздражения могут быть как плохое воспитание, так и физические недомогания. Например, при заболеваниях щитовидной железы у человека происходит гормональный сбой, и он становится более раздражительным. Схожий эффект дает «дисфункция желчного пузыря», и поэтому страдающих таким недомоганием называют «желчными людьми». Эксперт также добавила, что есть люди, принадлежащие к «возбудимому типу личности». Но в офисах они встречаются редко, так как обычно лучше справляются с физическим трудом, чем с умственным.

Немцы «стучат» на невыносимых коллег начальству

Поведение коллег по работе, не укладывающееся в общепринятые нормы, в Германии, как правило, переносится другими сотрудниками с высочайшей степенью толерантности. Делать коллегам замечания или открыто выражать свое отношение к чужой, пусть даже чуждой манере поведения, не принято. Зато немцев хлебом не корми, но дай настучать начальству. Поводов для «стука» может быть неограниченное количество: от эпатажной одежды и запаха пота до служебного романа и громких разговоров по мобильному телефону в рабочее время. Прореагирует на сигнал шеф или оставит сообщение доброжелателя без внимания – его личное дело.
Замечания у немцев принято делать «Durch die Blume» – «через цветочек», то есть с доброй улыбкой, деликатно, с намеком. Странности в поведения работника также могут повлечь за собой моббинг, когда в отношении экстравагантного или просто не совсем обычного сотрудника проявляется агрессия коллег и явное недовольство начальства. Подвергаемого травле могут не приглашать на корпоративные праздники, в открытую насмехаться над ним или попросту игнорировать этого сотрудника. Федеративный суд Германии по трудовым спорам определяет моббинг как «систематическое проявление враждебности, издевательства и дискриминации как среди наемных работников, так и относительно подчиненных со стороны руководства». Во избежание подобного отношения моббинг оговаривается в трудовых договорах, и в случае если он действительно имел место, работодатель платит объекту психологического террора возмещение. Пострадавшим также помогают психологи. В Германии существуют даже клиники, специализирующиеся на лечении жертв моббинга, и консультационные центры, в которых людям помогают находить ошибки в собственном поведении и стиле общения с сослуживцами.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"