Posted 13 сентября 2012,, 20:00

Published 13 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:39

Updated 8 марта, 05:39

Роковой концерт

Роковой концерт

13 сентября 2012, 20:00
Накануне очередной мобилизации столичных силовиков, которых вновь с дубинками наперевес выставят против участников оппозиционного «Марша миллионов», фоторепортер «НИ» Владимир МАШАТИН вспоминает о массовом избиении силами правопорядка музыкальных фанатов, потрясшем столицу ровно 21 год назад. Тогда, в сентябре 1991 год

Августовский путч 1991 года и победа над ГКЧП послужили отличным поводом уговорить участников международного рок-фестиваля «Monsters of Rock» заглянуть на «огонек демократии» в Москву. Концерт, прошедший на летном поле аэродрома «Тушино» 28 сентября, всего через месяц после путча, должен был стать заключительным праздником рок-н-ролла в европейском туре «Монстров рока». В фестивале приняли участие суперзвезды мирового тяжелого рока – группы AC/DC, Metallica и Black Crowes, в появление которых в столице СССР верилось с большим трудом, чем в недавние баррикады и танки на улицах.

Я, работая фотокорреспондентом в журнале «Огонек», получил задание снять репортаж об этом концерте. Ранним утром я добрался до Тушинского поля. Первое, что бросилось в глаза, это повсеместные признаки вселенского бардака и дух нетрезвой агрессии. Около 20 тысяч любителей тяжелого рока со всей страны уже заехали накануне вечером на территорию летного поля, воспользовавшись счастливым случаем бесплатного входа на этот уникальный концерт.

«Металлические» фанаты пили на аэродроме всю ночь, слушали музыку, пели сами и снова подкреплялись горячительными напитками. Пронос в фестивальную зону любого количества спиртного в любой таре был тоже свободным – рамок, металлоискателей и террористической угрозы в стране победившей демократии еще не существовало. Ночевали меломаны прямо на земле. Некоторые из них, замерзая, жгли костры и расставляли палатки. Очень много было случайных пьяных людей, забредших на эту тусовку просто так – потолкаться, других посмотреть и себя показать. Они и пролежали «трупами» на травке весь субботний концертный день.

В полдень, за два часа до концерта, народу на поле набралось – тьма-тьмущая. Число «истинных металлистов» колебалось от 300 тысяч (по сведениям МВД) до 800 тысяч (по подсчетам журналистов). В любом случае, это стало рекордом посещаемости музыкальных мероприятий в СССР.

Порядок на концерте «Монстров рока» обеспечивали пешие и конные милиционеры вместе с военнослужащими. Редкие вкрапления спецназа, «упакованного» в шлемы и бронежилеты, толпы курсантов школы милиции, люди в полувоенной форме из охранного агентства «Алекс», американская служба безопасности организаторов фестиваля и, как всегда, непонятные люди в штатском дополняли картину боевых подразделений, размещенных на «металлическом» поле. Этим пестрым воинством пытался командовать генерал-майор МВД, которого больше всего возмущали несогласованные маневры армейских грузовиков и пролеты боевых вертолетов над сценой. Мы хотели тяжелого рока? Мы его получили...

Паника и гигантская давка среди публики возникла в три часа дня, когда начался концерт и... полетели первые бутылки. Добрые милиционеры выдергивали из толпы теряющих сознание зрителей, а злые – пускали в ход дубинки, отыгрываясь на фанатах за град пивной и водочной стеклотары, падавшей на их головы. Когда из толпы полетели бутылки, многие стражи порядка были в фуражках. На милицейских ПАЗиках и автомобилях «скорой помощи» оперативно подвезли армейские каски, которые спешно раздавали и милиционерам, и солдатам, и даже зрителям. Обратно автомобили увозили солдатские фуражки и первых окровавленных раненых с травмами головы. А чего, собственно, можно было ожидать? Согнав в одно место несколько сот тысяч молодых и здоровых людей, дав им в руки оружие, продавая пиво и лимонад в стеклянной таре прямо на поле, трудно было рассчитывать на умиленное братание «металлистов» с силовиками.

Так как билетов с местами и секторами не было, милицию на всех постах инструктировали просто: не подпускать никого близко к сцене! Порядок прохода зрителей и журналистов на концерт менялся каждые 2–3 часа. Мне запомнились «правила» входа журналистов в VIP-зону и зрителей в зону оцепления перед сценой, установленные американской службой безопасности. Бравые парни в черном не требовали никаких аккредитаций и пропусков, а проверяли знание фамилий звезд тяжелого рока и участников московского концерта. Называешь два-три имени, и ты уже в концертной зоне. Все были очень довольны!

Имея все аккредитации на руках, до сцены я так и не дошел. Удар солдатской дубинки по фотоаппарату спас от травмы мое лицо, но кровь от последующего удара по голове сзади помешала наводить на резкость и работать второй камерой.

Позже я узнал, что был устный милицейский приказ любым способом не давать журналистам снимать солдатскую кровь и травмированных бутылками милиционеров. Пленки отнимать не успевали, просто били дубинками по камерам или по лицу – вспоминали избитые фотокорреспондент из Испании и японец из газеты «Асахи».

За прошедшие двадцать лет нас уже не удивишь омоновской жестокостью разгонов митингов несогласных и оппозиции, но масштаб Тушинской битвы был уникален и больше никогда, к счастью, не повторен. 11 тысяч чудо-богатырей из правоохранительных органов сражались на бескрайнем поле аэродрома с меломанами и журналистами, как на современной реконструкции 200-летия Бородинской битвы. Только результат этого сражения был достоин, к сожалению, Книги рекордов Гиннесса – за медпомощью обратились 200 зрителей, из них 53 человека госпитализировали с черепно-мозговыми травмами и переломами рук. 50 человек задержали за хулиганство, а 20 фанатов отправили в медвытрезвители. С переломами и ушибами от солдатских дубинок люди обращались в московские больницы последующие три дня.

...Самое интересное, что концерт удался! Мы увидели настоящий шоу-бизнес. Мы вновь убедились, что их музыканты профессиональнее, а их аппаратура лучше. Сам термин «Монстры рока» – типичное для «тяжелого металла» преувеличение. Музыканты, игравшие в том далеком сентябре на Тушинском поле, – великолепные артисты, а никакие не монстры. Настоящие тушинские монстры – это те, кто кидал в сторону сцены бутылки и без разбору молотил публику резиновыми дубинками.

"