Posted 13 сентября 2009,, 20:00

Published 13 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Страсти по высшей мере

Страсти по высшей мере

13 сентября 2009, 20:00
Быть или не быть смертной казни в России – одна из тех тем, которые в последнее время будоражат умы политологов, юристов, да и всю российскую общественность. Согласно июньскому опросу «Левада-Центра», более 50% респондентов высказываются за восстановление в нашей стране исключительной меры наказания. В России смертные

Разговоры о восстановлении высшей меры наказания в России возникли не случайно. Это связано с тем, что с 1 января 2010 года в Чечне должен заработать институт суда присяжных. Некоторые юристы считают, что именно поэтому в следующем году в страну может вернуться смертная казнь. Дело в том, что в феврале 1999 года Конституционный суд (КС) РФ принял постановление, по которому ни один гражданин России не может быть казнен, пока суды присяжных не будут введены во всех регионах страны (Чечня как раз и есть тот последний регион, где пока нет суда присяжных). Другие эксперты, однако, считают, что у нас уже фактически отменена смертная казнь, и введение института присяжных в Чечне никак не может повлиять на ситуацию.

Путь к отмене «вышки»

Россия вступила в Совет Европы в 1996 году. Отмена смертной казни была одним из условий этого членства. Готовясь к подписанию Европейской конвенции по правам человека и шестого протокола, предусматривающего отмену высшей меры наказания, президент Борис Ельцин потребовал от членов Комиссии по помилованию в авральном порядке рассмотреть все прошения приговоренных к смертной казни. Член этой комиссии Владимир Илюшенко сегодня в беседе с «НИ» вспоминает, как это было: «Таких «расстрельных» дел накопилось несколько сотен, и мы полгода занимались только их рассмотрением. Готовили президентские указы. Заменяли смертную казнь 25 годами лишения свободы или пожизненным заключением. Ельцин хотел, чтобы таким образом Россия отчиталась перед Советом Европы. Прокуратура и тюремное ведомство были против отмены «вышки». 16 мая 1996 года Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».

Последний смертный приговор был приведен в исполнение в августе 1996 года. В апреле 1997 года был подписан шестой протокол Европейской конвенции по правам человека. Государственная дума должна была ратифицировать его до 5 мая 1999 года, но не сделала этого до сих пор. Считается, что народ у нас поддерживает смертную казнь и отменять ее окончательно крайне непопулярно. «Такое подвешенное состояние, когда в стране вроде бы введен мораторий, людей не расстреливают, но смертная казнь может быть восстановлена в любой момент, выгодно политикам, которые могут использовать эту тему в своих целях», – отмечает в беседе с «НИ» правозащитник Лев Левинсон. Он говорит, что в Госдуме с 1997 года лежит законопроект о моратории на смертную казнь, но парламентарии не торопятся доставать его из-под сукна. Кроме того, в нормативных документах до сих пор смертная казнь присутствует как мера наказания. Она, например, предусмотрена за преступления по пяти статьям Уголовного кодекса. А в Уголовно-исполнительном кодексе в статье 186 подробно прописан «порядок исполнения смертной казни».

Страх судебных ошибок

Среди троих осужденных, чей иск в феврале 1999 года рассматривал КС, был Олег Филатов, приговоренный в 1993 году к расстрелу за то, что в тире Ижевского механического института из пистолета убил трех человек и, взломав сейфы, похитил из тира хранившиеся там пистолеты и патроны. Основным доказательством его вины являлось его признание, от которого он впоследствии отказался, объяснив, что опасался за жизнь близких, – им угрожала местная оружейная мафия. В 1998 году в порядке помилования смертная казнь Филатову была заменена пожизненным заключением. А в 1999 году КС постановил, что к осужденным, лишенным права на суд присяжных, не могла быть применена смертная казнь, и их приговоры нуждаются в пересмотре.

«Тем не менее Филатов до сих пор отбывает пожизненное наказание, – рассказал «НИ» адвокат Юрий Костанов. – Хотя по закону, ему должны были назначить срок не более 20 лет лишения свободы, который как раз заканчивается в следующем году. И это, не говоря о том, что в отношении Филатова могла быть допущена судебная ошибка. Их количество в нашем судопроизводстве достаточно велико – 10–20%. Я понимаю сторонников смертной казни, считающих, что общество имеет право на необходимую самооборону от преступности, раз оно не может с ней справиться. Но сегодня я – противник смертной казни. Зная качество предварительного следствия и суда, я не могу быть уверенным, что за решеткой не окажутся невиновные». Наш собеседник вспоминает о том, как в советское время был прокурором и сам приговаривал к смертной казни. «Но за свои дела я спокоен, – продолжает адвокат Костанов. – Бывало, что я сам же и выносил прокурорские протесты, когда людей несправедливо приговаривали к смертной казни. Было одно дело в Казахстане: мужчину осудили за убийство из хулиганских побуждений, он обратился с прошением о помиловании, и я увидел, что там неправильная квалификация. По всем материалам дела выходило, что это убийство по неосторожности, за которое положен срок – три года лишения свободы. Я вышел с прокурорским протестом, и смертный приговор отменили». Юрий Костанов говорит, что по многим делам о серийных убийствах, прежде чем нашли настоящего преступника, казнили невиновных людей.

Адвокат не согласен с тем, что к осужденным, отбывающим наказание в колониях для пожизненных заключенных, относятся с особым пренебрежением. «Чего только стоит знаменитая «поза ку», в которой их ведут на полуторачасовую прогулку – в полусогнутом положении, головой к пяткам. Это очень унизительно», – говорит адвокат. По закону, эти осужденные в течение 10 лет отбывают наказание в камерах. Они могут видеться с родственниками только два раза в год.

Казнь как последняя надежда

Депутат Госдумы Виктор Илюхин соглашается, что в последнее время вопрос о восстановлении смертной казни обсуждается активнее. «Все больше людей склоняются к тому, что президент должен издать указ и отменить мораторий на приостановление исполнения смертной казни. Рост умышленных убийств у нас в стране в два раза больше, чем это было в Советском Союзе», – объясняет депутат необходимость восстановления высшей меры.

Точка зрения парламентария совпадает с мнением по этому вопросу большинства россиян. Последние социологические опросы «Левада-Центра» не сильно отличаются от предыдущих. «37% респондентов выступают за применение смертной казни так, как это было до вступления России в Совет Европы, – признался «НИ» сотрудник «Левада-Центра» Денис Волков. – 16% опрошенных согласны с тем, что стоит расширить ее применение. Только 14% граждан выступают за полную отмену высшей меры. А 20% опрошенных согласны с сохранением нынешнего положения вещей. В то же время возросло число граждан, которые затруднились с ответом на этот вопрос».

Социологи отмечают, что среди сторонников смертной казни преобладают малообеспеченные граждане, которые считают, что правоохранительная система не в состоянии защитить их от преступников. Поэтому единственной защитой для себя они видят высшую меру наказания.

Бывший зампред Конституционного суда Тамара Морщакова говорит, что большинство населения всех стран мира всегда выступают за смертную казнь, но в этом вопросе законодатели не должны идти на поводу у народа. По ее мнению, «смертная казнь в России уже отменена». «Неправильно говорить о введении моратория, – объясняет г-жа Морщакова «НИ». – Отмена состоялась, когда российское государство подписало Европейскую конвенцию по правам человека. По нашей Конституции, международное право имеет приоритет над национальным. А согласно Венской конвенции, страна, подписавшая международный документ, обязана его не нарушать до ратификации». Тамара Морщакова считает, что у Госдумы и президента России два варианта – ратифицировать шестой протокол Европейской конвенции или же отказаться от подписи под ним.

«Если мы хотим выйти из Совета Европы, значит, отзываем свою подпись, если не хотим, значит, ратифицируем протокол, – убеждена Тамара Морщакова. – Мы выглядим хуже, чем мы есть. Мы только пугаем международное сообщество. Америка поступила честнее: она не хотела отменять смертную казнь и заявила об этом. Все эти разговоры о восстановлении смертной казни – спекуляции или полное непонимание проблемы».

Глава думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников – тоже ярый противник смертной казни. И ему пока ничего неизвестно о возможной ратификации депутатами шестого протокола. Он называет смертную казнь «средневековым монстром» и опасается, что она может быть восстановлена в России после введения в Чечне суда присяжных. «Свое слово по этому поводу должна сказать Федеральная служба исполнения наказаний и ее новый глава», – заявил г-н Крашенинников «НИ».

В Чечне между тем идет подготовка к ведению суда присяжных. Как рассказали «НИ» в пресс-службе Верховного суда республики, в правительство уже направлены списки избирателей, из которых будут формироваться списки кандидатов в присяжные. Двое судей в ближайшее время направятся на учебу в Ростов-на-Дону, чтобы ознакомиться с практикой суда присяжных. Впрочем, введение этого судебного института в Чечне уже однажды не состоялось. В 2007 году оно было отложено на три года. Сегодняшняя неспокойная ситуация в республике может явиться поводом для очередной отсрочки введения суда присяжных. И тогда разговоры о возможном восстановлении смертной казни утихнут, хотя российских парламентариев по-прежнему будут мучить вопросами на эту тему в ходе очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге.

На прошлой неделе «страсти по смертной казни» попыталась успокоить пресс-секретарь президента Дмитрия Медведева Наталья Тимакова. Она заявила, что «Россия не собирается отказываться от своих международных обязательств». Значит ли это, что «подвешенная ситуация» с ратификацией шестого протокола сохранится и в следующем году? Или, напротив, в Кремле, наконец, решили поставить все точки над «i»? Ответы на эти вопросы мы узнаем уже в ближайшие месяцы.

Как вы относитесь к смертной казни?

Владимир ВИНОКУР, артист эстрады:
– Если кто-то отнимает у человека жизнь, например, маньяк, который насилует малолетних девочек, а потом убивает, это не человек, а зверь. Таким людям не место на земле. Я считаю, что такая мера наказания, как смертная казнь, необходима в России. Хотел бы я посмотреть на людей, которые решают, вводить или не вводить смертную казнь: как бы поступили они, если бы кто-то убил или изнасиловал их ребенка.

Валерий БОРЩЕВ, правозащитник:
– Я считаю, что смертная казнь не уменьшит число преступлений или террористических актов, а, наоборот, их увеличит, поэтому не нужно отменять мораторий на смертную казнь. Ни в коем случае нельзя человека лишать жизни – это табу. Человек, который совершил убийство, должен быть приговорен к пожизненному заключению, умереть в тяжелых условиях, но своей смертью.

Геннадий СЕЛЕЗНЕВ, политик:
– На мой взгляд, мораторий на смертную казнь должен действовать. У нас в стране и так достаточно террористических актов, убийств. Смертная казнь будет только способствовать увеличению преступности в стране, поэтому террористов и убийц нужно отправлять на каторгу. Непосильный труд – одна из самых эффективных мер наказания для преступника.

Борис НЕМЦОВ, политик:
– К смертной казни я отношусь отрицательно. Ни одна проблема не решается смертной казнью. В Америке в отдельных штатах отменен мораторий на нее, а в других не отменен. Там, где смертная казнь введена, в два раза больше преступности, чем там, где ее нет. Россия, как член Совета Европы, должна исполнять международные обязательства, она не имеет права отменять мораторий на смертную казнь. К тому же пожизненное заключение в российских тюрьмах тяжелее для преступника, чем расстрел.

Опрос провела Лариса БОЧАРОВА


В ШВЕЦИИ ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ВЫСШЕЙ МЕРОЙ, – УЖЕ ИСТОРИЯ

В городском музее Стокгольма хранится необычный экспонат – гильотина, купленная во Франции в 1909 году для того, чтобы облегчить труд единственного шведского палача – 60-летнего Андерса Густава Дальмана. С возрастом ему стало все труднее «махать топором», тем более что и настоящей практики не было: за 25 лет службы он лишь пять раз исполнил приговор суда. В Швеции дули либеральные ветра, и большинство смертных казней заменялись пожизненным заключением. Импортная гильотина на год застряла на таможенном складе, поскольку чиновники не знали, по какой статье провести «инструмент». Лишь всколыхнувшее Стокгольм громкое убийство заставило выпустить гильотину на волю. Рецидивист Альфред Андер был приговорен к смерти за садистское убийство кассирши в конторе по обмену валюты. «Француженка» была проведена по документам как «приспособление для разделки мяса» и доставлена в столичную тюрьму Лонгхольмен. 23 ноября 1910 года лезвие гильотины в первый и последний раз опустилось на шею приговоренного. Больше государственный палач Андерс Густав Дальман никогда не исполнял свой кровавый труд. Преемника ему так и не назначили. Именно формулировка «приспособление для разделки мяса», с которой гильотина въехала в Швецию, подлила масла в огонь дебатов о необходимости отмены смертной казни. Либеральная общественность со страниц СМИ и парламентской трибуны уверяла, что человек с бессмертной душой низведен до куска свинины, подлежащей разделке.
В 1910 году был введен мораторий на смертную казнь, действовавший более 10 лет. За это время специалисты по заданию государства всесторонне изучали положительные и отрицательные стороны влияния высшей меры на борьбу с преступностью. Вывод был однозначным. Устрашающий эффект смертной казни на преступника крайне преувеличен, узаконенное убийство лишь огрубляет общество, разжигая в нем низкие страсти. В 1921 году была отменена смертная казнь в мирное время, а в 1972 году – и в военное. Сегодня в Швеции, как и везде в ЕС, самым суровым приговором является пожизненное заключение. На практике же срок обычно «урезается» до 10 лет за решеткой.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


ПАРЛАМЕНТ УКРАИНЫ РАССМАТРИВАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ О ВОЗВРАТЕ К КАЗНИ

Смертная казнь на Украине отменена 12 лет назад. Но лишь с 2000 года суды начали приговаривать людей к пожизненным срокам вместо высшей меры. Уголовный кодекс Украины, по которому смертная казнь была заменена пожизненным заключением, вступил в силу 1 сентября 2001 года. Отмена смертной казни – одно из тех обязательств, которое Украина взяла на себя при вступлении в Совет Европы в 1995 году. Между тем, согласно результатам всеукраинского телефонного опроса, проведенного Институтом Горшенина, сегодня немногим менее половины жителей страны (42,7%) выступают за возобновление смертной казни за тяжкие преступления против личности. «При этом 34,4% респондентов считают, что возвращаться к смертной казни нельзя ни при каких условиях, – сообщили «НИ» в Институте Горшенина. – Убивать за производство и распространение наркотиков считают правильным 16,6% украинцев. Казнить госчиновников за взятки в особо крупных размерах предлагают 12,5% опрошенных. 5,3% украинцев полагают, что необходимо казнить за хищение государственного имущества в особо крупных размерах. 2,7% предлагают расстреливать за государственную измену. Затруднились ответить на этот вопрос 3,1% граждан».
Сегодня на рассмотрение Верховной рады внесено два законопроекта. Согласно первому, пожизненное заключение может быть заменено смертной казнью. Второй, напротив, предполагает ограничение пожизненного пребывания в тюрьме 30 годами. О необходимости изменений говорят и в департаменте исполнения наказаний. Но подчеркивают при этом, что возвращение Украины к практике приговоров к «вышке» бессмысленно, негуманно и противоречит международным договоренностям.
Зампредседателя общественного совета при управлении исполнения наказаний Григорий Марьяновский считает, что «те люди, которые отбывают пожизненное наказание сегодня, должны понимать, что когда-то их могут выпустить на свободу, и тогда будет какой-то смысл в их жизни». К 2017 году департамент планирует создать дополнительно 1100 мест для пожизненно заключенных: открыть новую тюрьму на 500 мест и создать 600 дополнительных мест в уже действующих колониях. Первый заместитель главы государственного департамента по вопросам исполнения наказаний Николай Ильтяй сообщил, что, по данным на 1 мая 2009 года, на Украине пожизненное тюремное заключение отбывают 1553 человека.
Эксперты утверждают, что развернувшиеся дискуссии о возврате к смертной казни являются спекулятивной предвыборной темой. А психологи говорят, что люди выступают за введение высшей меры, когда в государстве не все в порядке, власть не работает и процветает коррупция.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"