Posted 13 сентября 2006,, 20:00

Published 13 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Уникальный выставочный комплекс России

Уникальный выставочный комплекс России

13 сентября 2006, 20:00
Уникальный выставочный комплекс России

Уникальным экспонатом выставки стала водонапорная башня фирмы А.В. Бари высотой 32 м, построенная по проекту Шухова с использованием сетчатой гиперболической конструкции. Это сооружение, служившее своеобразным акцентом в силуэте застройки, современники называли «шедевром инженерно-строительного искусства» и «нашей Эйфелевой башней». Интересно, что башня выполняла не только роль экспоната и высотной доминанты, но и использовалась для необычного светового эффекта – в пасмурные дни с нее через «волшебный фонарь» проецировалась на облака реклама.

Кроме новаторских павильонов Шухова, на выставке было построено еще одно громадное металлическое здание – машинный павильон, где экспонировались действующие образцы отечественного машиностроения (архитектурная часть – А.Н. Померанцев, разработка деталей – Л.Я. Урлауб, Г.Я. Виклунд, скульптурные работы – А.Л. Обер).

Значительная часть казенных и частных павильонов была выстроена бутафорским способом. Это позволяло создавать иллюзию капитально построенных зданий в любом стиле при незначительных затратах.

Ретроспективизм и национальное стилизаторство этих сооружений отражали бытовавшее тогда представление современников об образной стороне архитектуры выставочных павильонов, внешний вид которых должен был раскрывать характер представленных в них экспонатов по тематическому или географическому признакам. Эта практика выставочного строительства в России в значительной степени перекликалась с тенденциями, характерными для всемирных и международных выставок этого периода за рубежом, где страны-участницы строили свои павильоны непременно в национальных стилях, а художественные отделы размещались обычно в павильонах, стилизованных под архитектуру ренессанса.

С этими бутафорскими павильонами соседствовало множество тематических выставочных зданий, в архитектурной форме которых были выявлены как конструктивная основа, так и свойства материала. К этой группе можно отнести деревянные павильоны отдела лесоводства (архитектор Л.Н. Бенуа), военного отдела (архитектор Г.И. Котов), кустарного отдела (архитектор В.В. Суслов). Нельзя не упомянуть о павильоне садоводства, построенном по проекту И.П. Ропета, сыгравшего заметную роль в выставочной архитектуре России.

Поиски нового художественного языка, нашедшего свое выражение в эстетике модерна, проявились на этой выставке в павильоне Крайнего Севера, построенном по проекту художника К.А. Коровина. Важно отметить и появление на выставке частных художественных павильонов. Художник К.Е. Маковский экспонировал свою картину «Минин» в отдельном деревянном павильоне простой и лаконичной архитектуры (архитектор Р.Ф. Мельцер). Панорама профессора Ф.А. Рубо «Покорение Кавказа» была впервые представлена публике в куполообразном деревянном здании (архитектор А.И. фон Гоген), а эскиз мозаичного панно «Принцесса Греза» М.А. Врубеля для фасада московской гостиницы «Метрополь» показывали в специальном павильоне, сооруженном по инициативе С.И. Мамонтова рядом с территорией выставки. Эти павильоны строились с учетом специфических условий освещения, необходимого для экспозиции именно произведений искусства. Они представляют интерес как примеры сооружения временных художественных музеев.

Нижегородская выставка продемонстрировала лучшие достижения отечественной промышленности, сельского хозяйства и кустарного производства, или, выражаясь словами ее современников, показала, что «Россия в данное время обладает всеми новейшими техническими и другими знаниями и что русский человек в состоянии производить все необходимое для народной жизни государства, не прибегая к заимствованиям от чужеземцев».

Корреспондент французской газеты «Soleil» Бонвиль писал по этому поводу: «Я видел предыдущую русскую выставку 1882 года в Москве и я прямо напуган теми успехами, какие достигнуты этим молодым, но полным энергии народом за четырнадцатилетний период. Теперь русские достигли такого положения, что могут обходиться без помощи иностранцев». «Independence Belge» видела в ней «новое торжество русской промышленности» и «событие чрезвычайной важности для торговой и фабричной России». «Berliner Lokal-Zeitung» писала в то время: «Первое впечатление от выставки ошеломляющее. Она в своих частностях столь же богата содержанием, сколь и оригинальна»…

Выставка имела и большое культурно-просветительное значение: на ней было прочитано около 200 публичных лекций. Особенно важны были эти лекции для учащейся молодежи и рабочих групп, которым предоставлялся бесплатный проезд в Нижний Новгород. Таким образом организаторы выставки преследовали определенную цель: «Дать рабочему человеку трудовой идеал, показав ему, что была Россия и чем она стала… Пусть они почувствуют, что и они пружины этого мира, и возвышаются таким сознанием». Очень высоко отзывался о выставке как о «всероссийской школе» Д.И. Менделеев: «Смотреть нашу выставку – значит узнавать, учиться, разбирать, мыслить, а не просто гулять, смотреть и отдыхать». Этот же просветительский аспект экспозиции подчеркивался во многих публикациях центральной и местной печати. Кстати, во время работы выставки издавалась специальная ежедневная газета – «Известия Всероссийской промышленной и художественной Выставки в Нижнем Новгороде», выдержавшая почти сто выпусков.

Выставка работала в течение четырех месяцев, и за это время ее посетили около миллиона человек, в том числе 283 тыс. рабочих и учащихся по бесплатным билетам. Эта цифра становится особенно впечатляющей, если учесть, что население самого Нижнего Новгорода составляло тогда примерно 75 тысяч жителей. В связи с проведением этого смотра в городе построили городской театр на 950 мест, электрическую подстанцию, новый мост через Оку, реконструировали водопровод, канализацию, бойни, увеличили площадь мостовых более чем на 113 800 кв. м, усовершенствовали электрическое освещение и т.д. К 6 тыс. существующих помещений для приезжих в городе добавилось еще более 3 тыс., на устройство которых было выделено безвозвратно 364 000 руб.

Нижегородская выставка стала важным событием общественно-экономической и культурной жизни страны. Она оказала благотворное влияние на развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, способствовала техническому и социальному прогрессу. Выставка сыграла значительную роль не только в области выставочной архитектуры, но и дала мощный импульс для поиска новых архитектурных форм и развития новых строительных конструкций и материалов в России в целом. Опыт организации некоторых отделов нижегородского смотра пригодился в дальнейшем для других отечественных и международных выставок.

"