Posted 13 августа 2007,, 20:00

Published 13 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

«Раньше их все устраивало»

13 августа 2007, 20:00
Уже три недели бурлят страсти по поводу открытого письма десяти членов РАН президенту Владимиру Путину о нарастающей клерикализации страны. Представители и церковной, и научной общественности несколько раз призывали к окончанию дискуссии, но пока разойтись по-хорошему не удается. Вчера митрополит Кирилл (Гундяев) заяви

Один из авторов «антиклерикального письма академиков президенту» (так часто именуют распространенный СМИ 23 июля документ), лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов фактически отозвал свою подпись. «К сожалению, и в самом письме, и особенно в последующих выступлениях сторонников и противников дискуссия приняла крайне резкий, неоправданно нетерпимый характер, – считает академик-лауреат. – У меня появляется подозрение, что кому-то выгодно придавать ей такой, в том числе политический, характер». Г-н Алферов убежден: «Обращение к президенту было бы оправданно, если бы его просили принять конкретное решение, и тогда не было бы необходимости в публикации письма. Публикация же письма оправдана без обращения к президенту, т.к. просто привлекает внимание общественности к поднимаемым проблемам».

Весьма любопытно, что все это академик написал редактору «Литературной газеты», а тот приватное письмо Жореса Алферова тотчас опубликовал. Похоже, маститый ученый, на голову которого обрушилось не меньше оскорблений околоцерковных радикалов, чем на голову инициатора письма Виталия Гинзбурга, решил объявить многочисленным критикам: «Меня подставили». Не случайно в его «письме по поводу письма» содержится столько комплиментов в адрес РПЦ и напоминаний о личном участии в мероприятиях, проводимых Московской патриархией. Завершается же это письмо пафосно: «Русская православная церковь для нас особенно дорога, т.к. ее религиозные принципы служат великому делу объединения славянских народов мира».

Итак, в компании академиков-атеистов произошел раскол. Теперь все выглядит так, будто письмо и впрямь было соцзаказом каких-то враждебных Церкви и далеких от науки сил. Впрочем, Жорес Алферов, повинившись в своем участии в этом скандальном эпизоде, не отрекся от двух позиций: недопустимости преподавания в школах «Основ православной культуры» и неправомерности включения теологии (богословия) в список научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. По большей части скандальное письмо именно этим двум позициям и было посвящено, а копнуло глубже, впервые за много лет поставив перед всем обществом вопрос: так в светском или православном государстве мы живем?

Вчера ответ на этот вопрос дал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). «Клерикализация, – заявил владыка на пресс-конференции в РИА Новости, – это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Вот если бы митрополит был министром по делам науки, и уважаемые академики приходили бы к нему за инструкциями, вот это была бы клерикализация». Митрополит признался также, что «хотел бы поговорить с этими людьми (академиками. – «НИ») по-человечески, в спокойной обстановке, без какого-то ненужного пиара... Мы не уйдем в изоляцию и будем в диалоге с людьми самых разных взглядов, в том числе и с академиками».

Выказав столь миролюбивые намерения, владыка Кирилл счел нужным колко заметить, что отнесся бы к письму совсем иначе, если бы под ним стояли имена Андрея Сахарова и Александра Солженицына, которые в атеистическом Советском Союзе «возвышали свой голос, защищая права людей». За авторами «письма десяти» ничего подобного не было замечено, и это, по словам главы ОВЦС, «побуждает думать, что то, что тогда происходило, устраивало этих людей».

Последнее замечание содержит намек на то, что если дискуссия продолжится (а, скорее всего, так и случится), без эмоций и «какого-то ненужного пиара» не обойдется.

А сегодняшние сомнения Жореса Алферова не отменяют остроты поднятых академиками проблем. И важности их письма и для всего гражданского общестрва, и для самой Церкви. Увы, чтобы к тебе в России прислушались, лучше всего стать нобелевским лауреатом и обратиться к самому президенту.

"