Posted 13 августа 2007,, 20:00
Published 13 августа 2007,, 20:00
Modified 8 марта, 08:40
Updated 8 марта, 08:40
Один из авторов «антиклерикального письма академиков президенту» (так часто именуют распространенный СМИ 23 июля документ), лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов фактически отозвал свою подпись. «К сожалению, и в самом письме, и особенно в последующих выступлениях сторонников и противников дискуссия приняла крайне резкий, неоправданно нетерпимый характер, – считает академик-лауреат. – У меня появляется подозрение, что кому-то выгодно придавать ей такой, в том числе политический, характер». Г-н Алферов убежден: «Обращение к президенту было бы оправданно, если бы его просили принять конкретное решение, и тогда не было бы необходимости в публикации письма. Публикация же письма оправдана без обращения к президенту, т.к. просто привлекает внимание общественности к поднимаемым проблемам».
Весьма любопытно, что все это академик написал редактору «Литературной газеты», а тот приватное письмо Жореса Алферова тотчас опубликовал. Похоже, маститый ученый, на голову которого обрушилось не меньше оскорблений околоцерковных радикалов, чем на голову инициатора письма Виталия Гинзбурга, решил объявить многочисленным критикам: «Меня подставили». Не случайно в его «письме по поводу письма» содержится столько комплиментов в адрес РПЦ и напоминаний о личном участии в мероприятиях, проводимых Московской патриархией. Завершается же это письмо пафосно: «Русская православная церковь для нас особенно дорога, т.к. ее религиозные принципы служат великому делу объединения славянских народов мира».
Итак, в компании академиков-атеистов произошел раскол. Теперь все выглядит так, будто письмо и впрямь было соцзаказом каких-то враждебных Церкви и далеких от науки сил. Впрочем, Жорес Алферов, повинившись в своем участии в этом скандальном эпизоде, не отрекся от двух позиций: недопустимости преподавания в школах «Основ православной культуры» и неправомерности включения теологии (богословия) в список научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. По большей части скандальное письмо именно этим двум позициям и было посвящено, а копнуло глубже, впервые за много лет поставив перед всем обществом вопрос: так в светском или православном государстве мы живем?
Вчера ответ на этот вопрос дал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). «Клерикализация, – заявил владыка на пресс-конференции в РИА Новости, – это когда духовенство берет в свои руки светскую власть. Вот если бы митрополит был министром по делам науки, и уважаемые академики приходили бы к нему за инструкциями, вот это была бы клерикализация». Митрополит признался также, что «хотел бы поговорить с этими людьми (академиками. – «НИ») по-человечески, в спокойной обстановке, без какого-то ненужного пиара... Мы не уйдем в изоляцию и будем в диалоге с людьми самых разных взглядов, в том числе и с академиками».
Выказав столь миролюбивые намерения, владыка Кирилл счел нужным колко заметить, что отнесся бы к письму совсем иначе, если бы под ним стояли имена Андрея Сахарова и Александра Солженицына, которые в атеистическом Советском Союзе «возвышали свой голос, защищая права людей». За авторами «письма десяти» ничего подобного не было замечено, и это, по словам главы ОВЦС, «побуждает думать, что то, что тогда происходило, устраивало этих людей».
Последнее замечание содержит намек на то, что если дискуссия продолжится (а, скорее всего, так и случится), без эмоций и «какого-то ненужного пиара» не обойдется.
А сегодняшние сомнения Жореса Алферова не отменяют остроты поднятых академиками проблем. И важности их письма и для всего гражданского общестрва, и для самой Церкви. Увы, чтобы к тебе в России прислушались, лучше всего стать нобелевским лауреатом и обратиться к самому президенту.