Posted 14 августа 2006,, 07:27

Published 14 августа 2006,, 07:27

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

"Коллекционирование в нашей стране всегда было делом опасным"

14 августа 2006, 07:27
"Коллекционирование в нашей стране всегда было делом опасным"

Сегодня в Санкт-Петербурге состоится внеочередное заседание Союза музеев России. Участие в нем планирует принять и директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова. Члены Союза музеев намерены принять обращение к правительству с просьбой создать отдельный национальный проект, посвященный культуре.

По мнению руководителей музеев, необходимо объединить условия для того, чтобы ситуации, подобные той, что сложилась в Эрмитаже, не повторялись. В документе будут отмечены все серьезные проблемы музеев, многие из которых не могут зарабатывать самостоятельно. Сегодня же на заседании будет оценена общая ситуация с пропажами экспонатов, а также выработана общая стратегия и пути решения существующей проблемы. В настоящее время в России насчитывается более двух тысяч музеев, в которых хранится около 80 миллионов экспонатов. В прошлом году российские музеи посетили 75 миллионов человек, что составляет половину численности населения России.

В выходные владельцы антикварного магазина передали ГУВД экспонат, похищенный из музея. Опасаясь «лишних вопросов», на передачу они позвали журналистов. Кроме того, выяснилось, что вещи в ломбард носила и сама хранительница коллекции Лариса Завадская.

«Собирательство и коллекционирование во все времена в нашей стране было делом опасным, – поделился в частном разговоре с «НИ» один петербургский коллекционер. – В Советском Союзе это называлось спекуляцией, в неспокойные постперестроечные годы мы становились объектом пристального внимания воров и бандитов, а теперь вот это происшествие в Эрмитаже».

Мало кто из искусствоведов и владельцев антикварного бизнеса верит, что строгая проверка правоохранительных органов, ищущих пропавшие музейные шедевры, обойдет их стороной. Коллекционеры Петербурга затаили дыхание в ожидании дальнейшего развития событий. Описание украденных из Эрмитажа экспонатов слишком общее, под него можно подвести много вещей, имеющих музейную ценность, но никогда не бывавших в Эрмитаже. Сравнить же имеющиеся у антикваров произведения с похищенными довольно сложно, поскольку у подавляющего большинства пропавших экспонатов отсутствуют фотографии. В этой ситуации коллекционерам остается уповать на добросовестность музейных экспертов, которые будут проводить сравнительный анализ. А практика уже показала, что тезис о непогрешимости хранителя не является аксиомой.

"