Posted 13 июля 2015,, 21:00

Published 13 июля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:33

Updated 8 марта, 03:33

Оборотни на мотоциклах

Оборотни на мотоциклах

13 июля 2015, 21:00
На прошлой неделе был утвержден на треть новый состав Общественной палаты Московской области. Среди прочих в списке фигурирует участник мотоклуба «Ночные волки» Алексей Вайц, а также вице-чемпион мира по боксу Дмитрий Чудинов, который будет представлять в палате Серпуховской район и всё тот же мотоклуб «Ночные волки».

Первый официальный советский байкерский клуб «Ночные волки» был образован в 1989 году его и ныне бессменным руководителем Александром «Хирургом» Залдостановым. На сегодняшний день это весьма разветвленная и, пожалуй, самая известная в России организация, членами которой являются примерно 5 тыс. человек. Клуб с недавних пор не только пользуется особой симпатией властей, но и поддерживает тесную дружбу с Русской православной церковью.

Так, Залдостанов в 2013 году был награжден орденом Почета «за активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, за участие в поисковой работе и увековечении памяти погибших защитников Отечества». А в минувшем году несколько «волков» получили награды «за Крым» – именно байкеры помогали пресекать беспорядки на полуострове в ходе референдума.

Теперь «волки» не только активно участвуют в насаждении патриотических настроений и противодействуют «госдеповским троллям», но и получают на условиях льготной аренды земельный участок в Крыму для размещения своего собственного спортивно-патриотического центра.

Байкеры даже помогают Совету Федерации составлять патриотический «стоп-лист» нежелательных в России некоммерческих организаций (НКО). Напомним, на днях председатель комитета СовФеда по обороне и безопасности Виктор Озеров сообщил, что список составлялся в том числе и благодаря «сигналам, поступающим от гражданского общества»: в частности, две НКО попали туда после обращения «Ночных волков».

Власти ассоциируют байкеров не с маргиналами, а с «крутыми ребятами».
Фото: EPA

В нынешней российской действительности байкеры ассоциируются с «крутыми ребятами», удачливыми и смелыми, комментирует «НИ» политолог Дмитрий Орешкин: «С одной стороны, эта группа преуспевающая, с другой – подчеркнуто патриотическая, выставляющаяся для общества как референтная группа. Дескать, нам нужны такие люди, которые ничего не боятся, которые готовы за Великую победу утереть нос немцам и которые ездят с российской символикой на американской технике». Однако эксперт в беседе с «НИ» подчеркнул, что байкеры – это все-таки западная субкультура (98% всей символики, стилистики и прочих атрибутов подсмотрено у американских «Ангелов ада»): «При этом в США они являются такими экзотами с не самым приятным запахом, а у нас байкеры – это образец для подражания. Те же «Ангелы ада» наверняка имеют вес в определенных кругах, но при этом не являются символом государственной мощи, а, наоборот, ассоциируются с периферийной малоуважаемой группой, как те же бандиты. А в нашей стране бандит пользуется уважением у очень большого слоя населения. Таковы последствия нескольких поколений советской культуры, когда вокруг криминальных личностей создавали романтические образы».

Помимо политической активности, байкеров стали все чаще замечать в церквях. Они принимают участие в праздновании дня Тихвинской иконы Божией матери и освящении колоколов храма, совершают на мотоциклах крестный ход или даже срывают акцию протеста против установки на Воробьевых горах памятника Князю Владимиру, крестившему Русь.

«У церкви должен быть диалог с самыми разными субкультурами – рокерской, байкерской, академической; со спортивными, с фанатскими движениями и так далее, – сказал «НИ» дьякон Андрей Кураев. – Само по себе это нормально. Однако в данном случае наблюдается некий крен в сторону одной из байкерских групп, причем именно той, которая имеет определенную политическую позицию». Собеседник «НИ» отметил, что, если бы при этом наблюдались аналогичные проекты и с другими российскими байкерскими клубами, которых в нашей стране не так много, тогда можно было бы воспринимать это как миссионерский проект, а не как политический.

На вопрос о том, зачем власти понадобились байкеры, политолог Дмитрий Орешкин сказал, что «волкам» есть что предложить нынешним властям страны. «Власть пробует разные варианты прикармливания и формирования таких вот проектов, – продолжает Дмитрий Орешкин. – Между ними идет постоянная конкуренция. Какие-то умирают, какие-то остаются на плаву. Были «Идущие вместе», потом – «Наши», затем создали БОРН. Последние также занимались очищением русского духовного пространства от всякой скверны, но переборщили». Эксперт добавляет, что сейчас Россия находится в незавидном положении: на страну наложены санкции, государство оказалось в мировой изоляции. Поэтому ситуацию и пытаются спасать показной победной риторикой, которую ретранслируют искусственно созданные проправительственные организации.

Г-н Орешкин предупреждает, что такого рода «заигрывания» с представителями субкультур могут иметь опасные последствия: «Когда все сводится к простому кулаку, в которым зажаты и религия, и закон, и исполнительная, и законодательная власть, и шпана на мотоциклах, как только этот кулак по объективным причинам разжимается, в пространстве или в данном случае государстве начинается хаос. После Ивана Грозного такое состояние называлось Смутным временем, а после Сталина – распадом СССР».

"