Posted 13 июля 2014,, 20:00

Published 13 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

За тесноту и обиду

За тесноту и обиду

13 июля 2014, 20:00
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге обязал Россию выплатить 18,8 тыс. евро осужденному наркоторговцу за «нечеловеческие условия» во время транспортировки в суд и колонию. Об этом в пятницу сообщила Межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора». Юристы утверждают, что количество решений Европейског

Жаловавшийся в ЕСПЧ Сергей Тарасов был осужден в Москве в 2007 году на 10 лет колонии за сбыт наркотиков. По словам осужденного, еще во время судебного процесса на доставку его из СИЗО в суд и обратно уходило от 3,5 до 6,5 часа. При этом скамейка в отсеке автозака отсутствовала, а размеры отсека (0,7 на 0,7 на 1,6 м) не позволяли стоять, и ехать приходилось скрючившись.

Этапирование в мордовскую исправительную колонию в мае 2008 года оказалось еще более тяжелым. В купе площадью 2,9 кв. м ехали 12 осужденных. Мужчинам приходилось пользоваться пластиковой бутылкой, потому что в туалет никого не выпускали на протяжении всего пути.

ЕСПЧ признал, что в отношении Тарасова были нарушены ст. 3 (запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и ст. 13 (отсутствие эффективных средств правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. ЕСПЧ обязал Россию выплатить Тарасову 17,5 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда и 1,35 тыс. евро на судебные расходы.

Кроме того, ЕСПЧ отметил, что российские власти не выполнили свои обязательства по предоставлению осужденному необходимой медицинской помощи (Тарасову поставлен диагноз «ВИЧ»). Адвокат и правовой аналитик Ммежрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Ирина Хрунова, представлявшая интересы Тарасова в ЕСПЧ, сообщила, что врачи не контролировали состояние здоровья ее подзащитного и на длительное время прекратили лечение: «Это стало серьезным риском для здоровья осужденного и причинило ему душевные страдания, унижающие его человеческое достоинство».

ЕСПЧ вынес уже более сотни решений по жалобам российских заключенных на плохие условия содержания в СИЗО и колониях, рассказала «НИ» директор Центра содействия международной защите Каринна Москаленко. По ее словам, шансы получить деньги имеет почти каждый заключенный: «Пока российские власти не решат системную проблему с условиями содержания, заключенные будут обращаться в ЕСПЧ».

То, что данная проблема является системной, было официально признано в 2012 году делом «Ананьев и другие против Российской Федерации», поясняет г-жа Москаленко. Сергей Ананьев провел два месяца в пятнадцатиметровой камере смоленского СИЗО, в которой содержалось около 20 человек. ЕСПЧ постановил выплатить мужчине 2 тыс. евро компенсации морального вреда.

В ЕСПЧ зарегистрировано примерно 250 дел по жалобам заключенных, и Каринна Москаленко отмечает, что по делам, где ЕСПЧ признал системное нарушение, «не надо идти в суды, доказывать, что с вами плохо обращаются, писать жалобы, можно напрямую обращаться в Европейский суд».

«В ЕСПЧ ряд направлений, в частности несоблюдение норм содержания под стражей и отбытие заключения, идут на потоке», – подтверждает «НИ» адвокат Игорь Трунов. По его словам, в этой сфере «Россия не принимает никаких мер, не устраняет недостатки, а только лишь выплачивает деньги». Г-н Трунов также отмечает, что реформа уголовно-исполнительной системы требует колоссальных затрат, а «таких возможностей сейчас у России нет, и ЕСПЧ это объективно понимает»: «У нас по-прежнему осталась ленинско-сталинская система исполнения наказания – барачно-отрядный тип. Нужна европейско-американская, то есть камера гостиничного типа, как номер, где живут двое, а не отряд в сто человек».

Нижегородцу компенсировали избиение в отделении милиции спустя 10 лет

Нижегородский райсуд Нижнего Новгорода в пятницу присудил местному жителю Антону Шестопалову 100 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда за неэффективное расследование уголовного дела о применении к нему насилия со стороны сотрудников милиции. По информации правозащитной организации «Комитет против пыток», в мае 2004 года тогда еще несовершеннолетнего Шестопалова задержали по подозрению в изнасиловании своей одноклассницы. В отделении, по словам молодого человека, он был вынужден дать признательные показания после нескольких часов пыток и избиений. «На следующий день Антон прошел медицинское освидетельствование, которым были зафиксированы закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, множественные ушибы и ссадины на груди и коленях», – сообщают правозащитники. Спустя несколько дней потерпевшая заявила о непричастности Шестопалова к изнасилованию. Уголовное дело по факту применения насилия к Шестопалову, возбужденное в 2006 году, было приостановлено за отсутствием подозреваемых, а в мае этого года истек срок давности привлечения к уголовной ответственности. «Тем не менее государство признало, что подросток подвергался насилию со стороны неизвестных сотрудников милиции», – уточняют в «Комитете против пыток».
Анна АЛЕКСЕЕВА

"