Posted 13 июля 2008,, 20:00

Published 13 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:01

Updated 8 марта, 08:01

Бревна не замечают

13 июля 2008, 20:00
В конце минувшей недели Министерство образования и науки РФ запретило деятельность ряда международных организаций по усыновлению российских детей. К радикальным мерам чиновников подтолкнула гибель в США приемного русского мальчика. Двухлетний ребенок задохнулся в машине, где его забыли американские родители. Всего, по

Трагедия, всколыхнувшая мировую общественность, произошла 8 июля в городе Херндон (США). Приемный отец 49-летний Майлс Харрисон отвозил сына Дмитрия в ясли и по дороге заехал на работу. Оставив автомобиль с ребенком на парковке, мужчина пропал почти на весь день. Двухлетний малыш, запертый в машине, от жары и духоты скончался. У вернувшегося на стоянку Майлса Харрисона от ужаса случился припадок, мужчину срочно госпитализировали в шоковом состоянии. Сейчас ему грозит 10 лет лишения свободы за непредумышленное убийство.

Российские чиновники отреагировали мгновенно. Министерство образования и науки начало проверку деятельности международных агентств по усыновлению российских детей. По ее итогам чиновники запретили работу трех таких организаций. «В их числе оказалось и представительство агентства, под чьим контролем проходило усыновление мальчика. Оно нарушило требование российского законодательства о незамедлительном информировании нашей стороны о гибели приемного ребенка», – заявили в Минобрнауке.

Тревогу чиновников за судьбу усыновленных русских детей иностранцами понять можно, заявляют независимые эксперты. Не понятно другое: почему до сих пор должным образом не налажен контроль за судьбами приемных детей в нашей стране? «То, что произошло в США – кошмарный, но единичный случай, – объяснила «НИ» директор фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас» Татьяна Тульчинская. – И создавать истерию, что наших детей за границей массово убивают – не стоит. Там эта история вызвала не меньший резонанс, чем здесь. Вместо этого, я посоветовала бы обратить внимание на то, что творится у нас самих».

Так, по оценкам члена координационного совета при Минобрнауки Галины Семьи, с 1991 по 2006 год в России погибло более 1,2 тыс. малышей, усыновленных, а также находящихся под опекой и патронатом. Причем 12 из них были убиты своими приемными мамами и папами. И эти истории почему-то не вызвали скандала вселенского масштаба.

«Мы все время думаем о количестве детей, всеми силами пытаемся поднять рождаемость, но редко размышляем о качестве жизни маленьких россиян, – объясняет член комиссии по правам человека при президенте РФ Олег Зыков. – У нас почему-то принято просто механически перемещать его из интерната в чужую семью. И на этом контроль над его жизнью фактически прерывается. Между тем это несправедливо как по отношению к ребенку, так и в отношении его новых мам и пап». По словам Олега Зыкова, только за прошлый год в Москве в детские дома вернулись малыши из каждой десятой семьи. Кроме того, было заведено 2,5 тыс. дел по лишению родительских прав.

Гибель усыновленного ребенка – беда не только родительская, но и социальная. «Каждая смерть, особенно смерть ребенка – трагедия, – объяснил «НИ» Борис Альтшулер. – Однако если посмотреть на то, как реагируют социальные службы на любые проблемы в приемной семье на Западе, приходишь к выводу, что мы бесконечно отстали от них. В России не существует системы, которая следила бы и защищала права ребенка. В 2006 году из 3 тыс. усыновленных детей, около 1 тыс. были возвращены обратно в детские дома именно из-за плохого обращения. Сейчас мы готовим законопроект о сопровождении приемных семей в России. Необходимы профессионалы, которые занимались бы каждым случаем отдельно, а не чиновники, которые тратят время только на чтение бумаг, не вникая в историю вопроса».

"