Posted 14 июня 2018,, 20:17

Published 14 июня 2018,, 20:17

Modified 7 марта, 16:41

Updated 7 марта, 16:41

Исторические грабли. Как при Николае I элиты России отвергали Запад

Исторические грабли. Как при Николае I элиты России отвергали Запад

14 июня 2018, 20:17
При Николае I в России поднимается волна против идей века Просвещения. Во главе интеллектуальной реакции становится Москва, противопоставляющая себя Петербургу.

"В литературе после блестящего века Петербурга начинается культ Москвы, формируемый такими писателями, как Загоскин (он писал в 1840-е годы: "Я изучал Москву в течение тридцати лет и могу сказать со всей убеждённостью, что это не город, не столица, но целый огромный мир, целиком русский по своему характеру"), - пишет Алексей Аликин в телеграм-канале Красный Сион. - Петровское восхищение Амстердамом начинает увядать. Возникает энергичная проазиатская оппозиция.

После подавления польского восстания 1830 года именно в Москве формируется целое мощное движение в пользу развития связей с Азией. Губернатор Москвы Растопчин начал выводить свою генеалогию не от Рюриковичей, а от Чингисхана. "Мы должны овосточиться, стать больше Востоком, чем Западом!", — писал Белинский — ведущий критик эпохи.

Характерны проявления высокомерия в отношении Запада. Ранние славянофилы жалуются, что русское движение в Центральную Европу оказалось остановленным. Пора России подумать о гигантских азиатских просторах, где её энергия получит более гарантированные результаты. Уваров уже в 1810 году ратовал за открытие в России Азиатской академии.

На гребне волны, последовавшей за подавлением польского восстания, Уваров встал во главе антизападных сил. Проуваровские критики призвали публику "овосточиться". Такие авторы, как Рафаил Зотов, начали восхвалять монгольских героев чингисхановской эпохи. В пьесе 1823 года "Юность Ивана III" у русского царя появляется монгольский воспитатель. В 1828 году публикуется антология монгольских поговорок. В обществе культивируется аристократическое презрение к текущему обуржуазиванию Запада, к массовой западной прессе, "низведшей слово с трона".

Князь Одоевский опубликовал в 1835 году футурологическое сочинение "Год 4338", котором изображался мир, поделённый между Россией и Китаем. О Западе современникам этого мира будущего было известно только то, что Англия была продана с молотка на аукционе и покупателем стала Россия. Россией в этом будущем правит поэт, ему помогают "министр примирения" и группа философов. Русская столица состоит из музеев и общественных садов, освещённых электрическим светом. Китай - совладелец мира - не столь развит и посылает в Россию своих студентов. Россия содержит армию исключительно против необщительных американцев, распродающих свои города на мировых рынках".

Напомним, что подобная философия вскоре потерпела поражение вслед за внезапной смертью Николая I (правил Россией в 1825-1855 годах), военным поражением в Крымской войне (1853-1856 годы), восшествием на престол более либерального императора Александра II, отменой крепостного права (1861 год) и началом других "Великих реформ" (1857-1874 годы).

"