Posted 13 июня 2005,, 20:00

Published 13 июня 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:32

Updated 8 марта, 09:32

Партизаны Подмосковья

Партизаны Подмосковья

13 июня 2005, 20:00
Оперативники ФСБ и МВД РФ пытаются найти террористов, подорвавших в минувшее воскресенье на юге Подмосковья пассажирский поезд Грозный–Москва. После мощного взрыва с рельс сошли четыре вагона и локомотив, около сорока пассажиров получили ранения и травмы. Пять пострадавших до сих пор находятся в больницах.

Несмотря на давно уже действующий в столичном регионе усиленный антитеррористический режим, празднование Дня России 12 июня все же было омрачено очередным терактом. В 7.10 на участке Узуново–Богатищево Павелецкой железной дороги в 153 км от Москвы неизвестные диверсанты пустили под откос несколько вагонов пассажирского поезда № 382, следовавшего из Грозного в Москву.

Засада была организована довольно профессионально и до боли напоминала тактику партизан времен Великой Отечественной, знакомую многим по художественным фильмам. Незадолго до прохождения состава террористы заложили под полотно мощный заряд, и как только там появился головной локомотив поезда, они подорвали бомбу. Мощная взрывная волна сбросила с рельс тяжелый электровоз и четыре следующих за ним вагона. Лишь благодаря тому, что путь в этом месте делает крутой поворот и состав двигался со скоростью 15 км/час, вагоны устояли и лишь незначительно завалились на бетонные столбы электропередачи. Крушение остальных вагонов предотвратила реакция проводников, которые успели включить экстренное торможение. В поезде находилось 350 человек, и, к счастью, никто не погиб. После того как бригада сопровождения эвакуировала пассажиров из вагонов, выяснилось, что около 40 человек получили различные травмы.

Вскоре на место крушения прибыли спасатели МЧС, которые развернули мобильный госпиталь и оказали первую помощь пострадавшим. Троих раненых перевезли в местную больницу, а остальных пассажиров отправили на специальной электричке в Москву. В 11.30 они уже прибыли на Павелецкий вокзал, где их встретили врачи и милиционеры. Первые оказали всем нуждающимся психологическую и медицинскую помощь, а стражи порядка проверили каждого пассажира по специальным базам и подробно допросили об обстоятельствах инцидента. Работой милиционеров руководил лично первый заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. Практически все пассажиры рассказывали одно и то же: звука взрыва не было, произошел сильный толчок – и поезд резко остановился.

Поезд Москва–Грозный ходит раз в четыре дня, билеты на него раскупаются заранее, и, как выяснилось, во время этого рейса все 13 вагонов были полностью заполнены людьми, никто из пассажиров не отказывался от поездки и не сдавал билеты. После завершения всех формальностей пять человек были госпитализированы, а остальные пассажиры отправились домой.

Практически все воскресенье специалисты ФСБ осматривали место взрыва, а саперы прочесывали миноискателями придорожное полотно. Судя по тому, что взрывная волна разорвала стальной рельс, разворотила два метра железнодорожного полотна и оставила метровую воронку, эксперты предположили, что мощность взрывчатки составляла от 3 до 5 кг в тротиловом эквиваленте. От места взрыва в лесополосу шел телефонный провод, однако проследить его путь оперативники смогли лишь после того, как саперы убедились, что там нет мин. В 50 метрах от дороги была оборудована «лежка», где скрывались диверсанты, и там же был обнаружен самодельный пульт управления зарядом. Милиционеры прочесали лес, однако других следов и улик пока не обнаружили. Ничего не дал и первичный опрос жителей дачного поселка, который находится в нескольких сотнях метров от места крушения. Никто из дачников не заметил ничего подозрительного. Рядом проходит федеральная трасса «Дон», и, скорее всего, диверсанты скрылись на поджидавшей их машине.

Мособлпрокуратура расценила крушение поезда Грозный–Москва как теракт и возбудила уголовное дело по статье 205 УК РФ («терроризм»), 30 и 105 УК РФ («покушение на убийство»). Скорее всего, теракт неслучайно произошел в День России. Правда, пока непонятно, кто за ним может стоять. Среди основных подозреваемых могут оказаться как чеченские сепаратисты, так и российские националисты или левые радикалы. Впрочем, бывший представитель Аслана Масхадова в Лондоне Ахмед Закаев уже опроверг причастность боевиков к этому теракту и обвинил в его организации спецслужбы России. Во всех случаях эта диверсия выглядит более чем странно. Во-первых, не очень понятно, для чего сепаратистам нужно было взрывать поезд Грозный–Москва так далеко от Чечни, рискуя и своими людьми, которые должны доставить взрывчатку в далекое Подмосковье, и своими родственниками или друзьями, которые вполне могли оказаться в этом поезде. Во-вторых, если бы диверсанты хотели нанести поезду максимальный урон, то вряд ли бы они подрывали его на участке, по которому он движется с минимальной скоростью. Ну и в конечном итоге террористам наверняка хорошо известно, какой мощности должен быть заряд для серьезного урона. Будем надеяться, что следствие обратит внимание на эти странности. Хотя опыт расследования прежних громких терактов, таких как взрывы домов и Дубровка, не внушает особого оптимизма.

Авария на участке Узуново–Богатищево практически не сказалась на движении по павелецкому направлению, поскольку все поезда пустили по резервным веткам. Уже в воскресенье поезд Москва–Грозный отправился в обратный путь, а к вечеру ремонтные бригады МПС смогли полностью заменить разрушенный участок пути и восстановить движение.

Сразу после теракта глава МВД Рашид Нургалиев распорядился усилить меры безопасности и увеличить количество патрулей на вокзалах, железнодорожных станциях, железнодорожных перегонах в Подмосковье. Особое внимание будет уделяться южным направлениям. Помимо этого милиционеры намерены проверить железнодорожные участки в Чечне, Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях.

"