Posted 13 мая 2015,, 21:00

Published 13 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Спорный рецепт

Спорный рецепт

13 мая 2015, 21:00
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о государственном контроле за ценами на лекарства. Правда, документ касается только тех препаратов, что включены в перечень жизненно важных: за первый квартал года цены на них поднялись на 6,6%. Медики опасаются, что из-за вмешательства государства в ценооб

Под контроль государства отныне попали предприятия оптовой торговли, аптечные и медицинские организации, а также индивидуальные предприниматели. Об этом в среду, 13 мая, сообщается на сайте правительства. Согласно постановлению, стоимость лекарственных препаратов «не должна превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену, и размера оптовой надбавки и (или) розничной надбавки (…) установленных в субъекте Федерации». Контролировать ценообразование премьер-министр поручил органам исполнительной власти на местах.

Лекарства из перечня ЖНВЛП теперь исчезнут, убежден в беседе с «НИ» врач кардиореанимации 29-й московской больницы Алексей Эрлих. «Это против законов рынка. Производители не будут работать себе в убыток. Любое госрегулирование приводит к тому, что лекарства пропадают. И если частный препарат пришел в аптеку по одной цене, они не могут продавать его по другой», – подчеркнул «НИ» кардиолог.

В конце апреля министр здравоохранения Вероника Скворцова отмечала, что цены на лекарства не из перечня ЖНВЛП повысились практически на 17%. «Цены на нижний ценовой сегмент – это до 50 рублей за упаковку – подросли на 29%», – сообщала г-жа Скворцова. При этом стоимость препаратов из перечня ЖНВЛП повысилась за первый квартал 2015 года на 6,6% в розничной сети.

С 1 марта в список ЖНВЛП вошли 50 новых лекарств. Теперь в перечне 608 препаратов, 67% из которых изготавливаются в России.

Но список препаратов далек от совершенства, и действительно необходимые лекарства продолжат дорожать, заявил «НИ» Алексей Эрлих. «В перечне масса всякой ерунды, например, аскорбинка по десять рублей. Список нужно как следует чистить, чтобы там были только те лекарства, без которых люди дня прожить не могут. Государство должно взять на себя такие обязательства, а не регулировать цены на копеечные витамины», – подчеркнул «НИ» врач-кардиолог.

Мера по регулированию цен очень нужна, особенно теперь, когда список расширили, рассказал «НИ» активист «Пациентского контроля» (движение людей, живущих с ВИЧ и другими социально значимыми заболеваниями) Андрей Скворцов. «Цена за пачку «Тенофовира» доходила до 15 тысяч рублей в прошлом году. А препарата хватает на месяц одному человеку. В этом году «Тенофовир» внесли в перечень, цена должна снизиться», – добавил наш собеседник.

Хотя активисты отмечают, что нужны и другие лекарства, которых в списке нет, а стоят они очень дорого. «Во всем мире препараты «Атрипла» и «Трувада» используют в схемах лечения ВИЧ-положительных. В России они зарегистрированы, но в перечень не включены. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС был категорически против. А стоимость препарата доходит до 50 тысяч за пачку, которой хватит на месяц», – рассказал «НИ» Андрей Скворцов.

В списке нет многих действительно важных лекарств, уверен в беседе с «НИ» Алексей Эрлих. «После инфаркта люди вместе с аспирином должны получать препарат, который воздействует на тромбоциты. Обычно это был «Клопидогрел». Но уже появился препарат, который лучше, но в списке его нет до сих пор. Стоит он три тысячи в месяц», – добавил «НИ» врач.

Однако, даже если препарат включен в список, льготники могут его бесплатно и не получить. Регионы закупают из перечня ЖНВЛП далеко не все лекарства. Так, больному муковисцидозом Сергею Кириченко из Волгодонска приходится приобретать за тысячу рублей препарат «Урсофальк», которого хватает примерно на месяц. «То лекарство, что дают мне бесплатно, – отечественное, с ужасными побочными эффектами, от него печень буквально дохнет. А область его закупила для льготников, потому что он дешевле на 40%», – рассказал Сергей Кириченко «НИ».

Проблема не только в Минздраве, который не вносит нужные лекарства в список ЖНВЛП, но и в фармкомпаниях, подчеркнул «НИ» Андрей Скворцов. «Они не хотят снижать цены на инновационные препараты. А зачем в таком случае вносить лекарство в перечень, если это приведет к новым коррупционным цепочкам и растратам бюджета? Пациентов много, а денег государство много не выделяет», – отметил Андрей Скворцов.

"