Posted 13 мая 2015,, 21:00

Published 13 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:59

Updated 8 марта, 03:59

Историк Николай Сванидзе

Историк Николай Сванидзе

13 мая 2015, 21:00
В Астраханской области продолжается расследование уголовного дела, которое завели в отношении местного подростка по одной из новых статей УК – реабилитация нацизма. Молодой человек разместил на своей странице в социальной сети публикацию, где поддержал вторжение гитлеровских войск в Польшу в 1939 году. Оценка событий В

– Николай Карлович, как можно расценивать слова российского президента о пакте Молотова–Риббентропа?

– Вообще, такого рода оценки не новы. В принципе, в оригинале они уходят к сталинским трактовкам пакта Молотова–Риббентропа. Потом они так или иначе воспроизводились во всех советских исторических учебниках. Но при этом необходимо отметить, что в советских исторических учебниках ни слова не говорилось о секретных протоколах к пакту, которые составляют его ядро. А президент про эти протоколы прекрасно знает. Они фактически дают «добро» на раздел Польши между Германией и СССР. Я уже не говорю про Прибалтику, о которой в секретных протоколах также идет речь. Вообще эти протоколы делят всю Восточную Европу между двумя диктаторами, Гитлером и Сталиным. Кроме того, пакт Молотова–Риббентропа послужил спусковым крючком к началу Второй мировой войны. Через неделю после его заключения Гитлер вошел в Польшу, а еще через две недели Советский Союз вошел туда же с другой стороны, с востока. Думаю, в данном случае, оправдывая этот пакт, президент Путин движим желанием защитить все, что связано с нашей историей. Но может получиться так, что, оправдывая пакт Молотова–Риббентропа, он как бы оправдывает и начало Второй мировой войны. По идее, он действительно может быть так понят. В данном контексте это очень опасно.

– Интересно, что в 2009 году президент Владимир Путин назвал пакт Молотова–Риббентропа сговором, приведшим к началу Второй мировой войны...

– Совершенно верно. Выступая в годовщину начала Второй мировой войны в Гданьске, в Польше, он сказал, что все эти договоры с Гитлером, имея в виду и пакт Молотова–Риббентропа, не могут быть оправданы ни морально, ни политически.

– А откуда такое противоречие сейчас?

– Думаю, это противоречие связано с тем, что в 2009 году еще не было Крыма в составе России. И тогда были значительно отличающиеся от нынешних отношения с Польшей. В настоящее время отношения с этой страной плохие, поэтому, вероятно, президент не счел нужным здесь даже церемониться с польскими соседями. А может быть, имелось в виду, что если оправдывается пакт Молотова–Риббентропа, то оправдываются в целом ситуативные территориальные приобретения и таким образом оправдывается присоединение Крыма. С другой стороны, думаю, из-за этого заявления точно хуже не будет. Потому что к нам и так очень серьезные претензии из-за Крыма и из-за боевых действий на Юго-Востоке Украины. На мой взгляд, одно заявление, даже столь яркое, само по себе ничего не повлечет. Хотя ни поляки, ни прибалты мимо этого заявления, понятно, пройти не могут. Это для них жизненно важно. Они, естественно, из этого заявления сделают вывод: дескать, если оправдан пакт Молотова–Риббентропа, значит, это может повториться. Значит, если вторгаться к нам правильно, мол, сами напросились, как в общем было сказано о поляках, то почему бы этого не повторить еще раз?

"