Posted 13 мая 2010,, 20:00

Published 13 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:53

Updated 8 марта, 06:53

Картофельный эффект

Картофельный эффект

13 мая 2010, 20:00
Журналисты «НИ», продолжая следить за ценами на продукты в Москве, выяснили, что апрель, как и ожидалось, выдался для столичных потребителей вполне щадящим. Наша условная продовольственная корзина в среднем подорожала только на 0,5%. Общая стоимость набора могла бы и понизиться, однако дал о себе знать традиционный по

Читатели, внимательно изучающие наш мониторинг цен на продукты в столичных магазинах (а мы ведем его уже четвертый год и публикуем в первую рабочую пятницу каждого месяца), наверняка обратили внимание на то, что в сегодняшней таблице стало на одну колонку меньше. Нет данных по супермаркету «Седьмой континент» на Земляном Валу. Дело в том, что этого магазина, располагавшегося на территории торгового центра «Атриум», больше просто нет в природе. Официальная формулировка гласит, что он закрылся «в связи с отказом от пролонгации договора аренды в пользу приобретения аналогичного объекта в собственность». Надо сказать, что помимо вышеуказанного «супера» компания «Седьмой континент» закрыла еще два магазина по причине «неудовлетворительных финансовых показателей». Однако в случае с супермаркетом на Земляном Валу о неэффективности ничего не говорится. «Этого мы ни в коем случае не утверждаем. Мы просто отказались от продления договора аренды в пользу приобретения подобного же помещения в собственность», – заявили «НИ» в пресс-службе «Седьмого континента».

Независимые эксперты полагают, что помимо отношений собственности причина закрытия магазина объясняется его своеобразным окружением. Вокруг очень мало жилья, и покупателями были зачастую посетители «Атриума», пришедшие туда побродить по бутикам, перекусить в кафе или посмотреть кино, а заодно решившие прикупить немного продуктов. Целенаправленно «отовариться на неделю» в такие места наши люди пока не ходят, тем более что эта «точка» позиционировала себя как супермаркет премиум-класса.

Как бы то ни было, свято место пусто не бывает – в мае мы подберем достойную замену «Седьмому континенту» на Земляном Валу, чтобы не сужать диапазон наших ценовых сопоставлений. И скорее всего, это будет супермаркет, стоящий «поближе к народу».

Другие наши «точки» продолжают работать. В апреле они, надо признать, если не порадовали, то и не огорчили потребителей. Средняя стоимость нашей корзины повысилась всего на 0,5%. Таким образом, мы наконец-то вписались в показатели, которые регистрирует Росстат, утверждающий, что потребительская инфляция уже довольно давно растет со скоростью примерно 0,1% в неделю. Апрельские полпроцента по сравнению с 4% в марте и 8,5% феврале – это, согласитесь, просто подарок судьбы. И о том, что к нему можно готовиться, мы сообщили еще месяц назад. Опыт наших наблюдений, на основании которых мы делали прогноз, свидетельствует: второй весенний месяц, как правило, щадит наши кошельки. В 2007 году продуктовый набор «НИ» подорожал за апрель на 2%, в 2008-м подешевел на 1%, в 2009-м он не изменился в цене вообще. Так что нынешний результат вполне соответствует этой тенденции.

Редакционная корзина могла бы даже уцениться, но помешала картошка. А поскольку в это время года нечто подобное происходит довольно регулярно, есть основания говорить о некоем «картофельном эффекте». Проявляется он довольно просто. По весне в магазинах и на рынках начинают продавать молодой картофель – сначала только импортный, а потом и отечественный. Цена, конечно, «кусается» – в конце прошлого месяца она колебалась вокруг 100 руб. за 1 кг. Но для тех, кому такое не по карману, рядом лежит старая картошка, которую собрали осенью прошлого года. Вот только стоит она заметно дороже, чем месяц назад и в то же время гораздо дешевле, чем молодая. Покупателя, таким образом, ловят на сравнении, но не с прежней ценой, а с нынешней, хотя и на другой в принципе продукт. Срабатывает безотказно.

Нечто подобное происходит с луком и морковью. Рядом с зачастую не вполне презентабельными отечественными продуктами на прилавки выкладывается калиброванный импорт, который резко тянет среднюю цену вверх. И результат налицо: лук в апреле подорожал на 14%, морковь – на 25%. Нельзя не обратить внимания на то, что за месяц весьма значительно (в среднем на 22%) поднялись цены на макаронные изделия. Однако объясняется это прежде всего тем, что в двух самых «народных точках» (на Преображенском рынке и в «Пятерочке» на Шоссейной) в день нашего «замера» не оказалось наиболее доступных по цене отечественных марок макарон. Говорить о целенаправленном вымывании дешевого ассортимента пока нет оснований – такое случается периодически, но, как бы то ни было, продукт в итоге оказался дороже.

Из потребительских радостей нельзя не отметить весомый сброс цен на говядину (14%) и курятину (22%), однако произошел он прежде всего там, где эти продукты по сравнению с другими магазинами вдруг стали неоправданно дороги. Так что здесь скорее нужно говорить не о реальном удешевлении, а о возврате в некую равновесную точку. Несомненный и объективный позитив состоит в том, что начали заметно дешеветь свежие огурцы и помидоры. Еще больше вдохновляет то, что это только начало процесса, который в ближайшие месяцы будет активно ускоряться.

В заключение, как всегда, попробуем себе представить, что будет с ценами в мае. Если рассуждать «по прецеденту», ничего хорошего нас не ждет. В 2007 году корзина «НИ» за этот месяц подорожала на 4%. В 2008-м прибавка была еще более существенной – 10%, но тогда и случай был особый: до 30 апреля действовала «заморозка» цен на социально значимые продукты, поэтому в мае они просто сорвались с цепи. В прошлом году к стоимости нашего набора добавилось 5%. При этом все три года главными виновниками майской ценовой гонки были все те же картофель, морковь и лук. Поскольку теперь по этим продуктам «процесс пошел» на месяц раньше, есть надежда, что темпы удорожания нашего продовольственного набора в этот раз будут пониже и мы уложимся в 3–4%.

СТОИМОСТЬ ПРОДУКТОВ НА 30 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА*

"