Posted 13 мая 2007,, 20:00

Published 13 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:34

Updated 8 марта, 08:34

Джек Николсон

Джек Николсон

13 мая 2007, 20:00
«Я не хочу, чтобы меня формировала окружающая среда, я хочу сам формировать эту среду», – этой репликой ирландского гангстера Фрэнка Костелло (Николсон) режиссер Мартин Скорсезе открывает своих «Отступников». Фраза так и просится в эпиграф к биографии Джека Николсона. Он сам ирландец, воспитанный в строгом католическо

Сегодня Николсону семьдесят, но, если верить интервью, в его особняке ежегодно бывают десятки женщин «от двадцати одного до шестидесяти одного года». Не в пример Скорсезе, ему грех жаловаться на неблагосклонность киноакадемиков: три «Оскара» и девять номинаций делают его самым титулованным актером в истории Голливуда.

Фотографию Джека в старших классах продавали в начале пятидесятых как почтовую открытку. Со снимка на вас, скромно улыбаясь, смотрит юноша с модной стрижкой-бобриком. На нем двубортный костюм и галстук. Джек Джон Николсон-Доу из всех семейных имен мог бы оставить Джона Доу, чтобы стать полным тезкой хрестоматийного героя Гари Купера, настоящего американца, «Mr. Nice Guy». Пройдет двадцать пять лет, и застенчивая улыбка растянется в волчий оскал, а длинная прядь волос упадет на взмокший лоб.

Джек Николсон вместе с подругой Ларой Флинн-Бойл во время визита в Москву

Его биография – мечта и кошмар психоаналитика, ведь, как мы знаем, ирландцы – это единственная нация, которая не поддается психоанализу. Николсон всегда весело делился со всем миром своими комплексами и фобиями, но судьба сыграла с ним злую шутку. В тридцать семь он узнал, что его мать на самом деле была его бабкой, а женщина, котораю он всю жизнь считал сестрой, была его матерью. С отцом тоже не все ясно: в лето любви, закончившейся для восемнадцатилетней сестры-матери Джека нежелательной беременностью, она крутила роман сразу с двумя мужчинами. И вполне возможно, говорят дотошные биографы, в Николсоне нет ни капли ирландской крови. Но к тому времени, когда Джек открыл эту семейную тайну, винные и наркотические пары почти вытравили в нем остатки сентиментальности.

Роль в «Беспечном ездоке» Денниса Хоппера стала метафорой его жизненного пути: адвокат, отступник, соблазненный большой дорогой. Шестидесятническому либертинажу он остался верен на всю жизнь. В многочисленных интервью Николсон восхваляет расширяющие сознание препараты и вдохновляющую силу секса. После выхода «Беспечного ездока» в шестьдесят девятом, он работал только с лучшими режиссерами. По его фильмографии можно изучать историю современного кино: Николс, Рафельсон, Полански, Антониони, Форман, Кубрик, Казан, Битти, Хьюстон, Скорсезе.

Помимо фирменной улыбки чеширского кота, Николсон знаменит своими вспышками ярости, причем не только на экране. Сценарист «Пяти легких пьес» (и по совместительству подруга ранних лет Джека) Кэрол Истман вспоминала, что сцена в придорожном кафе, где его герой громит заведение, произошла в реальной жизни, а Николсон чуть не накинулся на официантку. По слухам, на съемках триллера Кубрика «Сияние» он настолько вжился в роль спятившего писателя, что чуть не зарубил топором исполнительницу главной роли. Профилем Николсона-актера стало раздвоение личности и полный спектр оттенков безумия. Без его маньяков и потерявшихся в жизни обывателей современное кино утратило бы какую-то очень важную интонацию. А сам Николсон, этот коротышка с комплексом Наполеона, всегда мечтал сыграть «корсиканское чудовище». И чем, кроме слепоты продюсеров, можно объяснить то, что мы так и не увидели Бонапарта с безумной улыбкой, в гневе рассекающего воздух маршальским жезлом?!

"