Рус
Eng

Смерть героя или жизнь негодяя? Кто и зачем оклеветал Ричарда III

Смерть героя или жизнь негодяя? Кто и зачем оклеветал Ричарда III
Смерть героя или жизнь негодяя? Кто и зачем оклеветал Ричарда III
14 апреля, 11:40ОбществоФото: Сцена из спекталя «Ричард III»В роли короля Михаил Ульянов
Описанная Шекспиром история легендарного английского короля полностью основана на клевете, которую распространили враги Ричарда после его смерти

Сергей Баймухаметов

Чуть более 500 лет назад Томас Мор написал некую «Историю…» Она канула бы в безвестность, если бы затем, еще через 80 лет, Уильям Шекспир не создал пьесу «Ричард Третий». Так на весь мир распространился и утвердился злой навет на невинного человека.

Про английского короля Ричарда Третьего мы знаем с детства. От Роберта Льюиса Стивенсона – автора «Острова сокровищ» и «Черной стрелы».

В «Черной стреле» есть такие строчки: «За знаменем, окруженный закованными в сталь рыцарями, ехал честолюбивый, смелый, жестокосердый горбун навстречу своему короткому царствованию и вечному позору».

Кстати, современные английские ученые, исследовав останки короля, установили, что Ричард III не был горбатым. Он страдал сколиозом - искривлением позвоночника. «Физическое уродство, вызванное сколиозом, - пишет журнал The Lancet, - вероятно, было незначительным, поскольку изгиб позвоночника у Ричарда III был хорошо сбалансирован. У него, видимо, было короткое туловище по сравнению с длиной рук и ног, а правое плечо слегка выше левого».

Герцог Ричард Глостер - потомок королевской династии Плантагенетов. Его и назвали в честь великого предка, короля Ричарда Первого Плантагенета. Того самого Ричарда Львиное Сердце, предводителя крестовых походов, героя народных баллад и исторических романов.

Дику Глостеру было три года, когда началась война Алой и Белой роз. За власть в Англии сражались сторонники Ланкастеров (Алая роза) и Йорков (Белая роза), к которым и принадлежал герцогский дом Глостеров. (Йорки и Ланкастеры – боковые ветви Плантагенетов.)

Йорки победили. Ланкастеры бежали во Францию. Королем Англии стал старший брат Ричарда – Эдуард IV. А после смерти Эдуарда трон должен был занять (и занял!), по праву престолонаследия, его сын Эдуард, малолетний племянник Ричарда.

Но через три месяца правления Эдуарда V королем Англии стал Ричард. Он правил всего два года. Однако в истории остался навечно. Как один из самых страшных злодеев. Узурпатор, обманом захватил трон, родных племянников задушил.

За три века до Стивенсона приговор Ричарду вынес Шекспир:

Ты адом сделал радостную землю,

Проклятьями и стонами наполнил…

Оставь наш мир и спрячься в ад, бесстыжий

И гнусный демон, - там царить ты должен!

…Настанет время,

Когда мы будем вместе слать проклятья

Обжоре-пауку, горбатой жабе!

(Шекспир, «Ричард III»)

Просто театральный «злодей»! Страшный горбун, руки по локоть в крови, вурдалак, исчадие ада. Что еще надо для создания образа всесветного чудовища, воплощения абсолютного зла!?

Как часто бывает, все это - чушь собачья. В войне Алой и Белой роз Ричард показал себя храбрым рыцарем и жестким военачальником. В общем и целом - действовал в рамках тогдашних правил и нравов. И королем стал не по своей воле, не хотел и уж тем более не «отстранял» малолетнего племянника, как во все предыдущие времена писали в российских и советских энциклопедиях.

После смерти короля Эдуарда IV оказалось, что его сын, малолетний Эдуард V, права на престол не имеет. Вскрылось, что Эдуарда IV состоял в тайном, но законном браке с женщиной, которую спрятал в монастыре. А его жена, считавшаяся королевой Англии - незаконная, и дети ее - незаконнорожденные. Эта история обсуждалась в Тайном совете, а затем – в парламенте, который специальным биллем лишил детей Эдуарда IV прав на престол.

В общем, возник династический кризис, и никто, кроме Ричарда Глостера, единственно законного претендента, не мог занять трон.

Став королем, Ричард никаких злодейств не совершал. И племянников не убивал. Да и зачем ему их убивать, если они официально признаны незаконнорожденными и не могут быть ему соперниками в борьбе за престол, если таковая когда-нибудь и начнется. Более того, всех побежденных противников он вернул из Франции и дал им возможность жить в Англии. Вот они-то, за все хорошее, и отомстили Ричарду.

Приведу еще одно доказательство его невиновности, быть может, субъективное, а может – и самое что ни на есть убедительное.

Я имею в виду гибель Ричарда. Очень показательная смерть. С точки зрения человеческой, с точки зрения того, что называется логикой характера.

Ланкастеры объединились с Тюдорами и начали войну против Ричарда. В битве при Босворте, состоявшейся в 1485 году, где Генрих Тюдор, граф Ричмонд, в союзе с Ланкастерами одержал победу и стал королем Генрихом VII, родоначальником новой династии, Тюдоров - все преимущества были на стороне Ричарда III. И если бы не предательское бездействие Генри Перси - графа Нортумберленда, и не прямое предательство Томаса Стэнли (получившего за предательство титул графа Дерби), исход сражения был бы совершенно иным.

Ричард смотрел с холма, как тюдоро-ланкастерские воины теснят и истребляют его войско.

Как должен поступить в такой ситуации государь? Наверно, в первую очередь сохранить себя, как символ и знамя законной власти, сохранить сторонников, увести войска с поля боя. А затем набрать новую армию и продолжить борьбу. Война одним сражением не решается. Тем более, он – законный король, за ним парламент и народ Англии.

Вместо этого Ричард в сопровождении немногочисленной свиты ринулся с холма в гущу сражения, стремясь добраться до Генриха Ричмонда-Тюдора и решить исход битвы рыцарским поединком, как в старые добрые времена. И погиб.

Это поступок безрассудного рыцаря.

Это его предок Ричард Львиное Сердце частенько пренебрегал государственными обязанностями, увлекаясь рыцарскими приключениями. Так и погиб в одном из походов. Но с тех пор прошли века, и короли научились быть королями. Не королевское это дело – мечом махать. Тем более, в сложные для страны времена. Но Ричард III поступил так, как поступил. Погиб в бою, как и Ричард Львиное Сердце.

Так государственные деятели не поступают.

Но так не поступают прежде всего проныры, хитрецы, мерзавцы.

Скажите, способен ли на такой безрассудно рыцарский поступок изощренный интриган и злодей, человек низкой души, каким выставляют Ричарда? Нет, нет и нет.

Логика характера. Это не пустые слова.

Но как получилось, что имя Ричарда чуть ли не до сих пор окружено зловещим ореолом?

А очень просто: примерно через 28 лет после его гибели помощник лондонского шерифа Томас Мор написал «Историю Ричарда III», в которой и изложил «злодейства» Ричарда. Томас Мор - воспитанник кардинала Мортона, ярого врага Йорков, приверженца Ланкастеров и Тюдоров. Мортон был одним из активных участников заговора против короля Ричарда. Естественно, в духе ненависти к Ричарду он воспитал и своего приемного сына Тома. Маленький Том вырос, стал служить Ланкастерам, стал канцлером герцогства Ланкастерского, а затем канцлером Англии у Генриха Тюдора.

Какой объективности можно ждать от человека, который не только служил Ланкастерам-Тюдорам, но и осуществлял, проводил в жизнь их политику?

Очевидно же, что Томас Мор написал «Историю Ричарда III» не только в соответствии с велением души и полученным воспитанием, но и по прямому заказу Тюдоров-Ланкастеров. И тем самым исторически как бы оправдал их правление, их репрессии: ведь Тюдоры-Ланкастеры, придя к власти, в отличие от Ричарда, чуть ли не всех Йорков истребили. Громко крича при этом, что уничтожают Йорков исключительно во благо народа доброй старой Англии, потому как с такими злодеями жить на одной земле невозможно.

Через 50-60 лет Рафаэль Холиншед включил материалы Томаса Мора в свою «Хронику Англии, Шотландии и Ирландии». Затем они вошли в состав других «Хроник». По ним в 1592 году и написал Уильям Шекспир трагедию «Ричард III». И вся историография Англия пошла моровско-шекспировским путем. Многие последующие ученые с теми или иными вариациями повторяли все ту же версию Мора о злодействах Ричарда.

Таким и утвердился образ Ричарда Третьего в истории и в общественном мнении. Кто ж будет спорить с Шекспиром?

Так и ставятся спектакли, сопровождаемые размышлениями и заключениями критиков и режиссеров.

Например, о спектакле в театре имени Вахтангова, 2017 год:

«Мрачный спектакль о том, как живется диктаторам во все времена… Ричард в борьбе за власть презрел понятие морали, совести, сострадания. Его агрессия сметает все человеческое на своем пути. Он хитер, изворотлив, безжалостен… Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов… фантастически точно описал психологический процесс разложения личности диктатора, когда тот уже по горло в крови, и в его жизни больше нет главной цели».

Интересно, что сам Ричард Глостер в пьесе Шекспира предвидит такую судьбу. Вспомним сцену, где лорд-мэр Лондона, сэр Вильям Кетсби и герцог Бэкингем уговаривают герцога Ричарда Глостера занять английский трон. Ричард говорит им:

«Мой Бэкингем и мудрые мужи,

Раз вы решили на плечи взвалить

Мне эту власть, я должен терпеливо,

Хочу иль нет, тяжелый груз нести.

Но если безобразный срам, злословье

За вашим принужденьем вслед придут, -

Да будет мне щитом насилье ваше

От грязной клеветы и от бесчестья.

Бог видит, видите теперь и вы,

Как от желаний этих я далек».

Каково? Театр, господа, театр… И еще кстати: Томас Мор - тот самый изучавшийся во всех советских школах Томас Мор, автор знаменитой «Утопии». В которой, как учили нас, воплощены мечты прогрессивного средневекового человечества о будущем коммунистическом обществе.

Что говорить, причудливо переплетаются иногда сюжеты истории.

Так рождаются и живут мифы, часто становясь сильнее правды.

Прав был Шекспир, утверждая в одной из пьес, что весь мир - театр, и люди в нем – актеры.

А еще интересно, что в те же времена абсолютно такая же (зеркально!) история разворачивалась на Руси. Келарь Авраамий Палицын оклеветал https://newizv.ru/article/general/30-03-2019/vopros-dnya-ubival-li-godunov-tsarevicha-dmitriya царя Бориса Годунова, обвинил в убийстве царевича Дмитрия. Этому навету поверил историк Карамзин, Карамзину – Пушкин. И написал трагедию «Борис Годунов».

На фото сцена из спектакля «Ричард III», театр им. Вахтангова, 1976 год.

Сюжеты:
Былое
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter