Posted 13 марта 2021,, 21:16

Published 13 марта 2021,, 21:16

Modified 7 марта, 13:44

Updated 7 марта, 13:44

Выставка мертвецов на ВДНХ и ценности либерализма: кто кого победил?

Выставка мертвецов на ВДНХ и ценности либерализма: кто кого победил?

13 марта 2021, 21:16
Вот уж не ожидали мы реакции некоторых читателей на три критических статьи нашего редактора Марии Дубинской, которая выступила резко против выставки доктора Гюнтера фон Хагенса "Мир тела" (Body Worlds), открывшейся 12 марта на ВДНХ. Оказывается, ее противники и критики выступают ... против либерализма.
Сюжет
Фашизм

Сергей Львов

Один из читателей так и отрубил с плеча - "по-моему, автор несет какой-то запредельный патриархальный бред".

О как! Имеется в виду, что цирк мертвецов, который с 1995 года путешествует по десяткам стран мира, это и есть проявление свободы и либерализма, а вот попытки усомниться в ценностях этого "просветительского" проекта отбрасывают критиканов куда-то в стаю консерваторов, архаиков и "православных на всю голову". Так что стоит внести некоторую ясность.

Судя по официальному сайту выставки, ее организаторы видят свою социальную миссию в пропаганде ... здорового образа жизни и строении человеческого тела.

В это можно было бы поверить, не будь у человечества массы других, менее эпатажных и более научных и эффективных форм и способов вышеназванной пропаганды и просвещения масс - начиная от школьных учебников и наглядных пособий в больницах и поликлиниках и заканчивая серьезными медицинскими монографиями. Ведь за сотни лет, со времен первых патологоанатомов, человеческое тело изучено вдоль и поперек и особой тайны не представляет.

Другое дело, когда эти псевдотайны становятся объектами шоу-бизнеса.

Взрослый билет на выставку стоит в Москве стоит 1000 рублей по будням и 1150 рублей по выходным дням. Сама выставка открыта без выходных, перерывов и праздников в течение 10 месяцев - с 12 марта до января 2022 года. При этом артистам этого шоу не надо платить ни зарплат, ни гонораров, они не берут больничные и не требуют соцпакетов и отпусков.

Судя по первым дням после открытия, народ на выставку валит, даже очереди стоят! Так что сверхприбыли гарантированы.

За время существования выставки ее посетило более 50 млн человек в 35 странах. Если считать среднюю стоимость билета 15 долларов (как в Москве сегодня), то доход проекта составил около 750 млн долларов.

Загвоздка лишь в том, что артисты поголовно мертвые. И есть большие сомнения в том, что, когда они были живыми, то мечтали оказаться после смерти экспонатами доктора фон Хагенса.

Нет, нельзя исключить, что какие-то особо нуждающиеся товарищи еще при жизни продали свое тело даже не ради науки, а потехи для. Но сложно представить, что их близкие родственники, бывшие коллеги и друзья посещают Body Worlds и с удовольствием показывают детям "семейные" останки, - "Гляди, Фриц или Грета, эта вот балерина без кожи - твоя бабуля, она мне сказки на ночь рассказывала и вкусные пироги пекла..."

Однако вероятнее всего доктор фон Хаген не спрашивал согласия на столь специфическую переделку мертвых тел и запустил их в коммерческий оборот по своей собственной инициативе.

В самом деле, не закапывать же тела в землю или жечь в крематориях, когда каждый экспонат за десятки лет гастролей принесет сотни тысяч долларов чистой прибыли?!

Нас, правда, мало интересуют доходы предприимчивого анатома. Вопрос в другом: в какой "либеральной" колыбели родилась идея столь "рачительного" использования трупов?

Еще не догадались?

Ну-ка, подумайте...

Все верно! Утилизация трупов с наибольшей экономической выгодой практиковалась в фашистких концлагерях.

Именно там волосы узников шли на "пух" для подушек, парики и шиньоны. Из кожи делали перчатки и абажуры. Золотые зубы переплавляли в слитки. Говорят, что иногда и мыло варили - из тех, кого не сожгли в печах...

Фашисты, конечно, не додумались возить штабеля трупов в оккупированный Париж или дружественный Рим, чтобы устраивать коммерческие выставки и шоу, и даже пытались скрывать массовые убийства мирных граждан. Но их отношение к мертвым было ровно такое же, как и у доктора фон Хагенса: труп - это некая вещь, с которой можно делать все что угодно и не переживать по поводу каких-то там "устаревших" нравственных норм.

Тем россиянам, кто разделяет подобные мировоззренческие позиции - добро пожаловать на ВДНХ! Однако есть сомнения, что таковых у нас, независимо от степени патриархальности или уровня прогресса и приверженности либерализму, абсолютное большинство.

Если мы не правы, задайтесь простым вопросом: а вы сами захотели бы оказаться в Body Worlds в качестве экспоната? А как насчет ваших детей, родителей, жен, мужей и братьев? Им-то такую славную жизнь после смерти хотите?

КСТАТИ

В век мультимедийных возможностей (а они уже почти безграничны) демонстрация натурных экспонатов из настоящих трупов - это дремучий архаизм.

Уже много десятилетий, как человечество избавилось от унизительных для человеческого достоинства цирков уродов.

В настоящее время ширится компания по запрету цирков с животными и контактных зоопарков.

А вот мертвым людям повезло меньше...

"