Posted 13 марта 2016,, 21:00

Published 13 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 03:17

Updated 8 марта, 03:17

Руководитель фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова

13 марта 2016, 21:00
До 10 апреля комитет Госдумы по делам общественных объединений принимает замечания к законопроекту, уточняющему понятие «политическая деятельность» некоммерческих организаций. Такого законопроекта общественники добивались более трех лет, однако, когда он наконец был внесен, забили тревогу: поправки могут только усугуби

– Если поправки примут, может ли ваш фонд стать «иностранным агентом»?

– Определение политической деятельности в законопроекте настолько широкое, что наша деятельность тоже будет считаться политической. Если поправки примут, у нас не будет другого выхода, кроме как обратиться в Минюст с просьбой включить нас в реестр иностранных агентов. Если мы сами на себя не заявим, нам грозит административная ответственность.

– «Иностранным агентом» признается НКО, которая не только занимается политикой, но и получает деньги из-за рубежа. Вы смогли бы обойтись без иностранного финансирования?

– Чтобы фонд собрал деньги для лечения ребенка, нам надо обращаться к максимально широкой аудитории. Мы это делаем через Интернет и СМИ. Дальше люди присылают нам деньги через эсэмэс, перечисляют с карточек. Прислать деньги может любой, в том числе иностранный гражданин или российский гражданин, получивший зарплату в иностранной компании. Мы не знаем, кто наши жертвователи, но нам точно приходит иностранное финансирование. Мы считаем, что для спасения жизни ребенка любые средства хороши, в том числе и иностранные.

– Всем известно, что фонд «Подари жизнь» занимается благотворительностью. Может ли ярлык «иностранного агента» повредить вашей репутации?

– Мы будем стараться разъяснить благотворителям, волонтерам и донорам крови, что это просто название, а наша сущность не изменилась, и мы, как и раньше, занимаемся помощью больным детям, делаем важное для государства дело. Однако признание «иностранным агентом» сильно повлияет на нашу деятельность. У нас увеличатся расходы на отчетность, для иностранных агентов она особенно строгая, придется нанять новых сотрудников. Особенно сложным представляется раздельный учет российских и зарубежных поступлений. Мы получаем деньги через смс-сообщения, и практически невозможно отличить пожертвование с иностранными деньгами. Кроме того, придется пустить под нож все наши полиграфические материалы, включая брошюры для детей, чтобы издать такие же с надписью «иностранный агент».

– В какую сумму можно оценить увеличение затрат?

– Думаю, сумма сопоставима со стоимостью операции по трансплантации костного мозга. Жизнью одного ребенка мы должны будем за это заплатить.

– Многие НКО закрываются из-за включения в список иностранных агентов. Вы не рассматриваете такой шаг?

– Если проект примут, мы попробуем пожить с клеймом – все-таки мы десять лет уже проработали. Я не хочу сдаваться раньше времени – это было бы бессовестно по отношению к детям.

Правозащитники выступают против поправок в закон об НКО

Поправки в закон об НКО в части уточнения понятия политической деятельности были внесены в Госдуму в феврале. Вскоре в Сети появилось несколько петиций с требованием не принимать поправки. Одна из них опубликована Конгрессом интеллигенции. Поправки могут привести к закрытию независимых НКО из-за нехватки финансирования, пояснил «НИ» участник конгресса, глава движения «За права человека» Лев Пономарев. Он предположил, что российские бизнесмены не будут жертвовать деньги тем, кто занимается «политической деятельностью». Не достанутся им и президентские гранты.
Еще одна петиция была создана Благотворительным собранием «Все вместе», которое объединяет 43 благотворительные организации. В обращении говорится, что поправки придают «политическую окраску» любой публичной деятельности НКО – будь то попытка добиться дополнительной господдержки для доноров, реформирования детских домов или изменения списка льготных лекарств. Повышенные требования к отчетности скажутся на бюджете благотворителей, а клеймо «агента» отпугнет жертвователей, опасаются члены собрания.
В фонде помощи хосписам «Вера» «НИ» указали, что не всегда возможно отследить, откуда приходит пожертвование – из России или из-за границы. «Сейчас у нас нет возможности отказаться от пожертвований, которые приходят из-за рубежа – например, когда кто-то устраивает мероприятие в пользу пациентов хосписов. И одновременно нет возможности перестать вслух говорить и писать о правах пациентов, которым помогает фонд. Эти поправки бьют по самым незащищенным слоям населения – в нашем случае это умирающие люди и неизлечимо больные дети», – указала руководитель пресс-службы фонда Елена Мартьянова. Предложения по корректировке закона в начале марта выдвинул президентский Совет по правам человека. В СПЧ предложили считать политической деятельностью лишь участие НКО в работе партий, выдвижение кандидатов на выборах, предвыборную агитацию.
Анастасия ЗОТОВА

"