Posted 13 марта 2006,, 21:00

Published 13 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Нитробензольная уха

Нитробензольная уха

13 марта 2006, 21:00
Дальневосточные ученые бьют тревогу. По их мнению, власти Хабаровского края поторопились, сняв запрет на рыбный промысел в реке Амур. Ведь, по словам ученых, рыба в этой реке отравлена и опасна для здоровья. Так наибольшую концентрацию нитробензола обнаружили в налимах и карасях. Экологи убеждены, что употребление амур

Напомним, что постановление о запрете рыбной ловли в Амуре и ограничении оборота рыбной продукции было подписано губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым 8 декабря прошлого года и вступило в силу 10 декабря. К таким кардинальным мерам местную власть подтолкнули последствия взрывов на химическом заводе в китайском городе Цзилинь 13 ноября 2005 года. Тогда из-за технической ошибки в процессе производства анилина взорвались цистерны с бензолом и азотной кислотой, в результате чего в приток Амура Сунгари попало около 100 т нитробензола, бензола, анилина и толуола. Именно из реки Сунгари ядохимикаты и перетекли в российскую реку.

Но 10 марта запрет был неожиданно снят. Объясняя причины отмены моратория на рыбную ловлю в Амуре, заместитель министра природных ресурсов Хабаровского края Сергей Андриенко ссылался на федеральный закон «О защите населения в случае стихийных бедствий». Согласно этому закону, федеральные власти вправе пойти на чрезвычайные меры, каковой является трехмесячный запрет на рыбалку, только в условиях реальной угрозы здоровью и безопасности людей. Однако режим чрезвычайной ситуации не был объявлен даже в ноябре–декабре, то есть в самый пик прохождения бензольного пятна по Амуру. Именно поэтому, по мнению Сергея Андриенко, не имеет смысла продлевать действие моратория.

По словам полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиля Исхакова, «экологическая ситуация на Амуре стабилизировалась, и ничего не предвещает каких-то катастроф в период ледохода и после него». Полпред президента призвал чиновников и ученых продолжать исследования воды и рыбы в Амуре, он предостерег общественность и СМИ от нагнетания ситуации. Известно, что девять дальневосточных рыболовецких хозяйств тотчас же воспользовались легализацией рыбного промысла в регионе и возобновили ловлю.

При этом ученые уверены, что в период весеннего ледохода последствия прохождения ядохимикатов по Амуру не сказаться просто не смогут: те ядовитые вещества, которые вмерзли в лед и осели на дно, с потоком весенних вод вновь попадут в Амур из китайской реки Сунгари.

Уже в феврале амурская рыба, вылавливаемая для лабораторных исследований, была заражена соединениями бензола и покрыта кровоточащими язвами. В рыбе и сейчас обнаруживают нитробензол в концентрациях от 0,007 мг/кг до 0,026 мг/кг. Наибольшее его количество содержится в налимах и карасях, выловленных в районе села Джари Нанайского района. В сазанах и щуках химикатов находят меньше. Но даже тот факт, что эти показатели не превышают предельно допустимую концентрацию химических веществ, вовсе не означает, что рыбу можно употреблять в пищу.

Воздействие соединений бензола на организм человека даже в минимальных количествах чрезвычайно пагубное. Токсичные вещества (бензол, нитробензол и фенол) изменяют работу внутренних органов, таких, как печень и почки. Если к тому же один из этих органов и так ослаблен, то подобные ядохимикаты могут привести к полному его отказу. Кроме того, бензол способен сохраняться в жировых тканях рыбы очень долгое время. Следовательно, употребление зараженной рыбы в пищу чрезвычайно опасно для здоровья человека даже спустя долгое время после отравления рыбы.

Как рассказала «Новым Известиям» профессор Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Любовь Кондратьева, «содержание нитробензола и других химически опасных соединений в рыбе, вылавливаемой из Амура, – не единственная проблема. В амурской рыбе наблюдается так называемый политоксикоз – то есть присутствие множества других токсичных веществ, например, ртути, тяжелых металлов, пестицидов, аминов. Концентрация каждого из них в отдельности не превышает ПДК, но все в комплексе они способны сказаться на здоровье человека самым непредсказуемым образом. Ситуация осложняется тем, что возможный комбинированный эффект этих соединений недостаточно изучен». Любовь Кондратьева пояснила также, что в здоровой рыбе «нитробензол не должен содержаться вообще ни в каких, пусть даже и самых маленьких, концентрациях».




Практически вся рыба в Амуре может быть отравлена бензольным пятном из Китая

"