Posted 12 декабря 2010,, 21:00

Published 12 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

Гроздья нефутбольного гнева

Гроздья нефутбольного гнева

12 декабря 2010, 21:00
Гроздья нефутбольного гнева

Так что же произошло в субботу на Манежной площади Москвы? Буза спартаковских фанатов? Не только. Спланированная выходка распоясавшихся националистов? Возможно. Взрыв массового общественного сознания, пришедшего к выводу, что так больше жить нельзя? Не исключено. И все же ни один из этих ответов не дает исчерпывающей оценки незаурядному событию, уже окрещенному вторым «спартаковским восстанием».

Такого многотысячного и разношерстного по составу скопления людей Москва не видела очень давно. И протрубили этот сбор не бутафорские политические партии, не слабосильные правозащитные организации и уж, конечно, не сформированные Кремлем потешные молодежные движения. Символично, что никем не санкционированный и пока неведомо кем организованный митинг проходил на Манежной площади, разделяющей (или соединяющей) две ветви государственной власти – исполнительную и законодательную. Но никто из депутатов или министров не был замечен в эти горячие часы на бунтующем майдане, никто из них не пожелал расслышать глас «неправильного» народа, о чем-то кричавшего в пространство и привычно активно общавшегося с единственным представителем власти – милицией. Но на то была уважительная причина: у депутатов, чьи партии провозгласили себя единственно «едиными» и «справедливыми» в России, однозначно коммунистическими и предельно либеральными, был законный выходной день. Свежеиспеченный градоначальник столицы Сергей Собянин был задействован в куда более важном, с его точки зрения, мероприятии – в очередном рейде по выявлению нелегальных палаток, грязных подъездов и прочих неотложных проблем. А государственные предводители спортивных и молодежных движений Виталий Мутко и Василий Якеменко, видимо, посчитали разбушевавшихся футбольных фанатов недостаточно молодыми и не проходящими по их ведомству. Лишь на следующий после событий день министр спорта признался, что за последний год «подзапустил работу с болельщиками». А Якеменко и вовсе отмолчался, подчеркнув тем самым, что ему сподручнее работать с с более симпатичной молодежью в палатках Селигера.

У спортивного начальника были веские причины обидеться на недовоспитанную толпу с трибун – эта неблагодарная публика вместо того, чтобы радостно ожидать ЧМ-2018, вышла на Манеж с политическими плакатами «Закон един для всех». А еще они уж совсем неполиткорректно требовали провести непредвзятое расследование и привлечь к уголовной ответственности виновных в убийстве спартаковского болельщика Егора Свиридова. Впрочем, как вскоре выяснилось, эта часть митингующих осталась в исключительном меньшинстве. В итоге на арену событий выкатилась никем и ничем не управляемая масса людей с откровенно националистическими и человеконенавистническими лозунгами, готовая крушить все и вся на своем пути не только в радиусе Манежной площади, но и далеко за ее пределами. Эту оголтелую толпу кое-как удалось усмирить и рассеять милиции. Надолго ли?

Конечно, сейчас проще всего вину за беспорядки списать на националистов и радикалов. Но то, что произошло на Манежной площади, намного серьезнее и уж совсем не случайно. И дело отнюдь не только в недовольстве определенной части спартаковских фанатов действиями правоохранительных органов. Мы почему-то упорно не замечаем, что в стране выросло целое поколение, пережившее смену идеологической и экономической систем. Эта новая российская молодежь выросла на совсем других духовных и мировоззренческих ценностях, чем их родители. А точнее – на их полном отсутствии. Их воспитанием занимается наше «рейтинговое телевидение» с бесконечными бандитскими сериалами, новостными программами, в которых нет неугодных властям новостей и событий. Для многих молодых школой жизни стали исключительно трибуны стадионов, со своими законами и понятиями о чести и справедливости, трусости и предательстве, взаимовыручке и солидарности. Стали спортивные залы, в которых накачиваются не только мускулы, но и националистические убеждения. И это становится фактом, нравится это нам или нет, становится неотъемлемой частью молодежной субкультуры, поведенческих устоев.

Раздаются голоса, что вакханалия на Манежной – выходка самой «отмороженной» части спартаковских фанатов, и ничего более. Но как тогда объяснить поддержку московского Манежа совсем недружественными болельщиками «Зенита», которые устроили аналогичную несанкционированную акцию протеста в Санкт-Петербурге. И как тогда понимать присутствие на Манежной площади в толпе митингующих злейших и непримиримых футбольных врагов – армейских болельщиков. Как не заметить торжествующего нацизма в его самом зверином проявлении, когда на людей набрасывались и жестого избивали только за то, что они не славянской национальности. Министр спорта Мутко поспешил отвергнуть политическую составляющую акции, заявив, что фанатские движения в стране никогда не были политизированы. Все ограничивалось лишь сущими пустяками – «хулиганскими действиями, без проявлений националистических вещей». Видимо, у Мутко или специальный телевизор, или из ложи высоких гостей нельзя разглядеть плакаты, с которыми приходят на стадионы почти на каждый матч болельщики самых различных команд. И которыми заполонили Манежку. Расизма и национализма на них – с избытком. Угрожающего не столько большому футболу и не только маленькому человеку с неславянским лицом. Угрожающего, прежде всего, целостности многонациональной России, которая без нерусских развалится еще стремительней, чем СССР.

Автор – политический обозреватель «НИ»

"