Posted 12 декабря 2010,, 21:00

Published 12 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

Мы вам помигаем

12 декабря 2010, 21:00
В субботу Федерация автовладельцев России (ФАР) выразила протест против введения транспортного налога и мигалок. К теме спецсигналов вернулись после последних резонансных ДТП на МКАД, когда охрана VIP-кортежей буквально набросилась на обычных водителей, которые не смогли уступить им дорогу.

Организаторы субботнего митинга сетовали, что собралось слишком мало людей. Действительно, на момент начала мероприятия едва насчитывалось 50 человек, но к концу численность митингующих возросла до сотни. Лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев отметил, что если в Интернете их поддерживает 90% пользователей, то на улицы выходят только единицы.

Митинг прошел под лозунгами «Нас обманывают, потому что мы молчим» и «Мигалки – позор России». Известно, что с началом 2011 года водителей автомобилей со спецсигналами обяжут пройти курс спецподготовки. Такие курсы водители должны будут проходить один раз в пять лет. Всего в первой группе предлагается обучить 41 человека за 250 тыс. рублей – примерно по шесть тыс. рублей на одного водителя. Курс будет длиться 1,5 недели, занятия пройдут в вечернее время.

«Я отношусь к этому положительно, – сказал «НИ» адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Если водитель обладает навыками спортивного вождения, он и на красный свет пролетит, и против движения ехать будет, и при этом никого не заденет. Навыки спецезды – это кардинально иные навыки».

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин заявил, что водители спецмашин и так обладают опытом вождения и вряд ли они узнают что-то новое. «Вряд ли бы их тогда взяли на работу возить ответственных должностных лиц, – сказал он «НИ». – Как они ездят – это высший пилотаж. Их этому учить не надо. Не пользоваться спецсигналами в неслужебных целях их уже учили в автошколе. Если их однажды этому учили, но не научили, то кто решил, что они этому научатся со второго раза? А потом, как можно научить тому, что человек знает, но выполнять не желает? Не учить надо, а пороть». Сергей Канаев заявил «НИ», что кроме улыбки это решение ничего у него не вызывает. «Если мы хотим контролировать мигалки, то давайте создадим контрольный пункт, в который будет поступать информация о передвижении машин с мигалками, – заметил он. – В некоторых странах сделали еще лучше – все мигалки радиоуправляемые, и сам включить ты ее не сможешь, только по запросу». Скептически к этому относится и координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Горбатого могила исправит, – напомнил он «НИ». – У гаишников, например, тоже есть административный регламент, но на качестве их работы это никак не отражается».

За последний месяц в столице произошло несколько резонансных ДТП с участием VIP-кортежей. 24 ноября на предпринимателя Алексея Смирнова за то, что тот не успел уступить дорогу на МКАД, напала охрана, сопровождавшая BMW со спецсигналом. Похожий случай произошел 28 ноября. Автомобиль правительства Ингушетии с мигалкой врезался в Toyota, так как водитель также не уступил дорогу. В этом случае охрана тоже угрожала водителю расправой. Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров уволил этого водителя. 30 ноября в ДТП на «встречке» попал автомобиль с мигалкой, который вез прокурора Москвы Юрия Семина. 6 декабря Mercedes с маяком задел женщину на переходе.

Позже в СМИ обратился Игорь С., который тоже пострадал от рук охраны VIP-кортежа на Третьем транспортном кольце. Инцидент произошел 19 апреля этого года. У него отобрали IPhone, сломали челюсть, он получил сотрясение мозга и множественные ушибы. Игорь С. подозревает, что на него напали те же люди, что и на Алексея Смирнова. В июле его дело было приостановлено «за невозможностью найти виновных»: номер автомобиля, который сообщил Игорь, отсутствовал в базе данных. «Игорь утверждал, что у автомобиля сопровождения был номер А392АА, но на фотографиях в Интернете видно, что номер другой – А329АА, – сказал г-н Шкуматов. – Есть два объяснения этому: либо номер получен незаконно, либо Игорь перепутал цифры». Сам Игорь полагает, что номера были сделаны незаконно. «У этих людей есть доступ к базе ГИБДД, и они могут посмотреть, какие номера еще не выдавались, и взять их себе, – прокомментировал ситуацию «НИ» пострадавший. – Скорее всего, у хозяев машины были «корочки», с которыми они без проблем могли проехать через любой пост. Найти эту машину было элементарно. Она поехала в сторону Кутузовского, ее номера мелькали через систему «Поток». Игорь не верит, что сможет добиться каких-то результатов.

В связи с многочисленными инцидентами ФАР обратилась к президенту России с просьбой снять мигалки с машин чиновников. Сейчас на спецсигналы имеют право не боле тысячи автомобилей, не принадлежащих службам экстренной помощи. Так, в распоряжении Кремля – 50 маячков, у Белого дома – 30, у ФСБ – 230, у ФСО – 150, у МВД – 128. Однако интернет-пользователи создали сайты, на которых собирают всю информацию о «пойманных» водителях – выкладывают их номера, фотографии. Их число постоянно растет, и модераторы отмечают, что количество машин со спецсигналами перевалило далеко за тысячу.

«Тенденция такова, что если мы ничего не предпримем, то начнут убивать на дороге, – отмечает Сергей Канаев. – Это достигло угрожающих масштабов».

Обилие резонансных ДТП с участием машин со спецсигналами позволяет думать, что водители с каждым годом ведут себя агрессивнее. «Водители машин со спецсигналами нагло вели себя всегда, и в ДТП тоже попадали всегда, – возразил Виктор Травин. – Раньше мы были не так активны в изобличении этих хулиганов». Эксперт считает, что инциденты чаще выявляются благодаря интернет-сообществу, которое стало «раскручивать» эту тему. «Водители с мигалками что хотят, то и творят, чувствуя полную безнаказанность, – отметил он. – А безнаказанность предусмотрена ПДД, в которых сказано, что если водитель включил спецсигнал, он может не выполнять половину требований ПДД. Они уже не помнят, какую половину правил они могут нарушать, а какую нет».

«Я считаю хамством, когда тысячи людей стоят в пробке, а один, который может изменить эту ситуацию, в это время спокойно едет к себе на дачу, – сказал Петр Шкуматов. – Чиновники используют мигалки, как правило, не днем, когда действительно может быть необходимость в этом, а утром, когда едут на работу, или вечером, по дороге на дачу. Использование спецсигналов превратилось не в средство для решения каких-то государственных проблем, а в некую привилегию для ограниченной группы людей».

Виктор Травин считает, что решить проблему можно «одним росчерком пера». «Если бы хотели, решили бы ее в течение часа, остальное – бюрократические формальности: подготовить постановление, подписать и опубликовать, – считает эксперт. – Если это не сделано, значит, любое осуждение со стороны первых лиц государства – голое провозглашение умных мыслей и идей».

Между тем бытует мнение, что с отменой мигалок чиновники «пересядут» на автомобили «скорой помощи», пожарной службы и милиции. То, что «скорые» частных клиник «подрабатывают частным извозом», общеизвестно. «Чиновники уже пользуются спецмашинами, – отметил Сергей Канаев. – Мы снимали репортажи с телеканалами о том, как девушку в МГИМО подвезла «скорая помощь», в другой раз останавливали «скорую» и оттуда выходили чиновники». Лидер ФАР отмечает, что они не выступают по этому поводу, потому что иначе «скорые» совсем перестанут пропускать.

ВО ФРАНЦИИ ПРОЕЗД ПРЕЗИДЕНТА – НЕ ПОВОД ДЛЯ ПЕРЕКРЫТИЯ ТРАССЫ
О машинах с мигалками мечтают многие французские мальчишки. Взрослые же люди, претворившие такие мечты в жизнь, зачастую нарушают допустимые нормы в использовании своих привилегированных авто. В полицейском жаргоне прилагательное «синяя» означает также «мигалка». Использование мигалок регламентируется законом 1987 года, который находится в соответствии с Правилами дорожного движения. Использовать мигалки во Франции, согласно этому закону, могут только службы полиции, жандармерии, скорой помощи, пожарные бригады, пограничные службы и службы перевозки заключенных. Также законом не ограничены службы частной медпомощи, государственные спецмашины по ремонту газа и электричества, инкассаторские автомобили Банка Франции. На этом список заканчивается. В случае «вклинивания» в список любых других автомобилей предписывается штраф так называемой четвертой категории, т.е. самый строгий – 135 евро (или 90 евро при выплате в ближайшие три дня). Автомобили политических деятелей в список не входят. Только члены парламента могут позволить себе сопровождающую машину полицейской службы безопасности, оснащенную мигалкой. На сопровождающую машину с мигалкой могут надеяться также высокопоставленные судьи или военные генералы. Разумеется, французский президент передвигается по Парижу в машине со спецсигналом, однако перекрытие дороги для Николя Саркози полиция не организует. Прервать движение по автотрассе в Париже можно только в крайних случаях: при праздновании Дня Победы во Второй мировой войне, проведении общенационального митинга. Частным лицам использовать мигалку не разрешается даже в крайних случаях. Купить ее, тем не менее, можно совершенно свободно по цене не более 30 евро. Так не проще ли сделать закрытой продажу? Такой вопрос был задан правительству еще два года назад, но ничего предпринято не было. Зато летом 2009 года в парижском пригороде Сен-Дени были арестованы псевдополицейские, использующие машину с мигалками для ограблений мелких предпринимателей. В январе этого года несуществующей службой дорожной проверки был остановлен и разграблен фургон, перевозивший бытовую электронику. Такая же точно мигалка позволила обычному водителю с легкостью проникнуть на территорию Елисейского дворца – парижской резиденции президента Франции: в августе этого года психически больной француз ради забавы припарковал свое авто в одном из самых тщательно охраняемых объектов в стране. Однако бывают во Франции и случаи, когда даже официальное использование мигалки может закончиться штрафом. Так, случай штрафования частной скорой помощи обернулся скандалом. Водитель, отвозивший пациента в психиатрическую больницу в октябре прошлого года, был оштрафован за неуместное использование мигалки. Многие врачи публично выступили против этого штрафа. По словам президента транспортной службы скорой помощи Винсена Тезона, «если водители, отвечающие за жизнь пациентов, в дальнейшем будут рисковать штрафами в размере 90 евро, то о какой экстренной службе может идти речь?» Общественных организаций, выступающих против мигалок, во Франции нет, зато есть любители быстрой езды, обсуждающие на интернет-форумах то, как им удалось безнаказанно проехаться по «встречке» при помощи «синей».
Мария СКРИПНИК, Париж

В ПОЛЬШЕ НЕ БОЛЕЕ 40 МИГАЛОК
В Польше до сих пор нет организации, которая бы настраивала общественное мнение против чиновничьих дорожных привилегий, которые получают авто с мигалками. Таксист Кшиштоф Муравский, обслуживающий преимущественно центр Варшавы и живущий неподалеку от здания сейма, признался «НИ», что «спецсигналы следовало бы отнять у большинства обладающих ими чиновников. Мы платим им зарплату, а они в свою очередь мешают нам зарабатывать деньги». В Польше автомобилями со спецсигналами могут пользоваться члены правительства и администрации президента. Как рассказали «НИ» в столичной комендатуре полиции, разрешение на беспрепятственный проезд по городу имеют не более 40 машин. Члены польского парламента таких привилегий не имеют. Поэтому идут на всевозможные хитрости, чтобы передвигаться по Варшаве без преград. Пару месяцев назад случился любопытный казус с депутатом польского парламента от партии Ярослава Качиньского Яцеком Курским (ныне членом Европарламента). Не обладая правом на автомобиль с мигалкой, пан Курский, торопясь в родной Гданьск, «пристроился» к полицейскому конвою, перевозящему опасных преступников из варшавской тюрьмы в Гданьск. Примерно на полпути его остановил спецназ и, поскольку депутат не представился, долго его проверял. Оказалось, что конвоиры, предположив, что пристроившиеся за ними могут быть преступниками, которые решили «отбить» своих товарищей, вызвали помощь. Дорогу перекрыли, и пан Курский остановлен. Дело попало на страницы польских газет, а случай возобновил дискуссию о том, кто может ездить с мигалкой и стоит ли расширять список привилегированных персон. Дебаты, впрочем, закончились ничем – список VIP-персон остался прежним. Полицейское сопровождение и автомобили со спецсигналом полагаются всем членам иностранных делегаций, навещающим Польшу с официальным визитом. Обычно перед проездом заграничных VIP-персон дорогу перекрывают на полчаса. Но в переполненной автомобилями тесной Варшаве это создает сложности для автомобилистов. Правда, происходят такие перекрытия трасс нечасто. Корреспондент «НИ», несколько лет живший неподалеку от Варшавского аэропорта им. Фредерика Шопена, в начале 2000-х годов наблюдал любопытный случай. В Польшу приехал секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло. Но спецэскорт, первым пунктом визита которого был военный мемориал на улице Жвирки и Вигуры, вынужден был... стоять в пробках. Позже корреспонденту «НИ» пояснили в полиции, что иностранный гость, по видимому, сам отказался от эксклюзивного проезда по столице, поскольку от аэропорта до мемориала советским воинам, погибшим в боях за Варшаву, всего-то два – два с половиной километра...
Виктор ШАНЬКОВ, Варшава

"