Posted 12 ноября 2015,, 21:00

Published 12 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:26

Updated 8 марта, 03:26

Бродячее счастье

Бродячее счастье

12 ноября 2015, 21:00
«Почему при слове «бездомный» вы представляете себе вонючего, грязного мужика в метро? Разве бездомный не может выглядеть так?», – возмущается Тамик, любуясь своим нарядом. Собеседник «НИ» одет в черную кожаную куртку, джинсы и армейские ботинки. Встретив такого юношу в метро, ни за что не подумаешь, что он живет на ул

С Тамиком мы познакомились на набережной реки Смоленки в Санкт-Петербурге. Здесь останавливается ночной автобус благотворительной организации «Ночлежка». По вечерам волонтеры разъезжают по улицам и раздают желающим горячую еду. На остановках задолго до приезда автобуса собирается очередь. Желающих поужинать – около сотни.

Бездомные оказываются настоящими джентльменами: дам пропускают вперед. На ужин – суп, булочка и бананы. Сегодня волонтеры «Ночлежки» привезли много еды, и желающим достается добавка. Кроме горячего ужина здесь можно получить чистую одежду и медицинскую консультацию, рассказывает «НИ» водитель «Ночного автобуса» Игорь Антонов.

Сейчас работа «Ночного автобуса» оказалась под угрозой: закрылось кафе, которое снабжало волонтеров едой. Теперь приходится искать нового партнера, а пока что сотрудники «Ночлежки» готовят пищу где придется – например, у себя дома.

«Выйти из уличного состояния»

Офис «Ночлежки» находится во дворах недалеко от центра города. Здесь же расположен приют на более чем 50 человек, где любой может жить даже нескольких месяцев, пока не найдет работу и постоянное жилье. А иногда бездомные приходят сюда за короткой консультацией, рассказывает «НИ» соцработник Елена Кондрахина. К примеру, иногороднему человеку без документов быстро объяснят, как получить паспорт в Петербурге.

По словам сотрудников организации, важнее всего – помочь подопечному психологически выйти из «уличного» состояния и вновь привыкнуть к простым вещам: чистить зубы, стричь ногти.

Отдельный проект «Ночлежки» – «Дом на полдороги» – занимается реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Еще один подобный благотворительный центр – «Дом надежды на Горе», который работает в деревне Перикюля в Ленинградской области. За 20 лет здесь помогли примерно шести тысячам человек. «У нас есть определенная квота на поступление бездомных. Это примерно пять человек в месяц из тридцати», – рассказала «НИ» директор центра Светлана Мосеева.

Реабилитация в «Доме надежды на Горе» состоит из двух частей. Первая – месячный курс с проживанием в центре. Вторая часть длительностью шесть недель состоит из регулярных встреч, которые должны закрепить результат. По словам Мосеевой, трезвенниками через некоторое время после реабилитации остаются процентов десять, но это – довольно высокий показатель.

«Дом надежды» существует на частные пожертвования. «В последнее время мы жили на городские субсидии, но сейчас субсидирование резко сократится», – посетовала Светлана Мосеева. Доноры тоже сокращают пожертвования из-за кризиса. Сотрудники центра приняли решение доработать до конца 2015 года, а по поводу следующего они ничего не могут сказать.

Казенные бродяги

Адрес «Ночлежки» бездомным дают даже в полиции, хотя по идее заниматься помощью таким людям должны отделы социальной помощи в составе городского комитета по социальной политике. Правда, помогают они только петербуржцам. «Со всеми остальными мы работаем, но степень обязательств у меня перед ними меньше», – говорит «НИ» специалист отдела по Василеостровскому району Юлия Привезенцева.

При отделах есть специальные дома пребывания; находиться в них, правда, можно только ночью. В светлое время суток жильцам этих заведений, если у них нет ограничений по здоровью, предлагается заниматься поисками работы.

Два условия, при которых бездомный может попасть в дом ночного пребывания, – отсутствие проблем с алкоголем и наличие паспорта. Бездомных с зависимостью соцработники отправляют в лечебницу, которую ласково называют «нарколожкой», или в тот же «Дом надежды на Горе». Что касается документов, то часто возникает проблема с пошлиной: человеку, живущему на улице, бывает неоткуда взять необходимые 1500 рублей. Закон не предполагает ситуации, когда у гражданина нет денег. Иногда соцработник платит за клиента из своего кармана.

Проблема в соцотделах и с питанием: талоны на бесплатный обед достаются только жителям конкретного района. Еще в соцотделе нет душа, приходится отправлять людей на станции дезинфекции.

В некоторых случаях клиентам нужна медицинская помощь, но и с ней не все гладко. Бездомных не везде хотят принимать, с неохотой берут на сестринский уход. Штатного психолога в отделе тоже нет. Легко здесь только получить чистый комплект одежды. В целом узнать о праве на госпомощь человеку с улицы непросто: эти услуги практически нигде не рекламируются.

За счет неравнодушных

У моего нового знакомого Тамика есть квартира, но в другом городе. Сейчас становится холодно, и пора бы вернуться домой, но денег уже давно нет. Для таких, как Тамик, в Петербурге работает группа «Билет домой», созданная семь лет назад художником Вадимом Драпкиным и его единомышленниками.

Собрать несколько тысяч рублей через краудфандинг вполне возможно в краткий срок. В сообществе «Билета домой» активисты публикуют историю человека с просьбой помочь. Когда деньги собраны, а билет куплен, в группе появляется отчет с чеками. Напрямую с бездомными активисты не работают: с просьбами собрать денег к «Билету домой» обращаются соцработники. Они же покупают билеты: участники группы никогда не выдают деньги на руки бездомным. Сейчас активисты помогают также закупить лекарства или выплатить пошлину тем, кому нужно восстановить паспорт.

Помогает бездомным и благотворительный магазин «Спасибо» – еще один партнер «Ночлежки». В Санкт-Петербурге есть несколько пунктов, куда горожане могут сдать ненужную одежду. Часть вещей раздают нуждающимся, а те, что в отличном состоянии, отправляются в магазины: там их продают по невысоким ценам. В городе четыре таких магазина, и здесь можно приобрести еще и сумки, украшения и всяческие мелочи вроде блокнотов, чашек, магнитиков и чехлов для телефона. Прибыль от торговли направляют на благотворительность.

Не под одну гребенку

Сотрудники благотворительных организаций с трудом могут определить круг своих клиентов. В трудной ситуации оказываются и обманом выписанные из квартиры бывшие мужья и жены, и пожилые родители, и вернувшиеся из мест лишения свободы родственники, и оставшиеся без жилья погорельцы, и выпускники детских домов, не получившие квартиру из-за мошенничества.

Не менее размыты и критерии «нормальной жизни», к которой могут вернуться бездомные. Скажем, если человек смог устроиться на работу и найти жилье, это еще не значит, что он благополучно «излечился от бездомности». «Если человек покинул дом ночного пребывания и снял квартиру, он в группе риска. Как только он перестанет быть трудовой единицей, он снова туда вернется», – предупреждает Юлия Привезенцева.

Сотрудники и волонтеры благотворительных организаций следуют простому правилу: не судить. Неважно, почему человек стал бездомным. Важно, чтобы он хотел изменить свою судьбу.

У Тамика это получилось: молодой человек вернулся к родителям. «Мы ему в дорогу дали теплые вещи, еду, дезодорант», – рассказал водитель «Ночного автобуса» Игорь. Еще один из подопечных ушел с улицы – и, как надеются в «Ночлежке», навсегда.

"